Давление масла. Каким должно быть по нормативам. Показатели уровней
Давление масла. Каким должно быть по нормативам. Показатели уровней
Автовладельцы знают, что без масла двигатель долго не проработает. Но далеко не все знают о том, что смазочная жидкость должна не только просто плескаться в моторе, но и циркулировать по системе под давлением, которое должно соответствовать определенному интервалу.
В старых моторах масло применялось преимущественно в качестве смазочного материала. А сейчас отвечает за куда больший функционал:
- защита от износа;
- отвод тепла от горячих деталей;
- нейтрализация продуктов горения;
- работа в качестве гидравлики в исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, натяжители цепей, муфты регулировки фаз газораспределения и так далее.
Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе приведет не только к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, но и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что напрямую сказывается на мощности и в итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к перескоку цепи на звездах, что вызовет столкновение поршней с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто – придется покупать новый.
Но если о том, что низкое давление масла вредно, знают многие, то о вреде повышенных показателей задумываются только когда сталкиваются с последствиями. А они уже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум, такая ситуация влияет на возникновение повреждений уплотнителей и способствует ускорения утечки смазочной жидкости. Также часто случается ее выдавливание из-под кольца масляного фильтра, и это случается при залипании редукционного клапана маслонасоса.
На приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В стандартных условиях эксплуатации этого достаточно, а при необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.
Но, говоря о недостаточных или избыточных значениях показателя, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя нормативы будут разными. Чаще всего, минимальное давление масла должно составлять от 1 атмосферы на холостом ходу прогретого двигателя. Верхняя планка — 4,5–5 атмосфер при повышенных оборотах.
Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя
Обслуживание
Обслужить двигатель ЯМЗ 7511 достаточно просто, поскольку особых отличий от обслуживания старшего брата 238-го — не существует. Каждое плановое сервисное обслуживание должно проводиться с периодичностью 20 000-25 000 км пробега. Если следовать инструкции по обслуживанию и ремонту, то необходимо выполнять следующий ряд операций:
- Замена масла.
- Регулировка клапанного механизма.
- Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
- Очистка форсунок.
- Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
- Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.
Устройство ТНВД ЯМЗ 238
На данном рисунке вы можете рассмотреть внимательно схему ТНВД ЯМЗ 238.
Основные элементы системы:
- Корпус ТН;
- Клапан;
- Болт (используется для ограничения максим. вращения);
- Регулятор и муфта;
- Болт (используется для ограничения миним. вращения);
- Скоба, а также рычаг;
- Насос для подкачивания топлива;
- Болт (используется для регулирования пусковой подачи);
- Корректор подачи горючего по наддуву.
Устройство ТНВД ЯМЗ 238 включает в себя специальные секции (их число приравнивается к количеству цилиндров).
Устройство плунжерной пары смоделирована так, что дозировка горючего проводится корректировкой моментов подачи.
Поэтому основная конструкция ТНВД ЯМЗ включает:
- Плунжер и втулку. Именно данные элементы соединяются в плунжерную пару. Не забывайте, что зазор между деталями должны быть минимальными.
- Как только поршень перемещается внутри цилиндра возникает быстрое нагнетание горючего.
Схема ТНВД ЯМЗ 238 не может функционировать без втулки и, конечно же, плунжера.
Если запчасти выйдут из строя, топливный насос высокого давления мотора сломается.
Поэтому для эффективной работы необходимо следить за минимальным расстоянием между элементами, проводить регулировку ТНВД ЯМЗ 238.
Неисправности топливного насоса также могут быть связаны со скоплением загрязнений, заклинивании детали.
В этом случае советуем осмотреть устройство ТНВД ЯМЗ и при необходимости провести его очистку.
Если нужно выполните подгонку втулки и плунжера.
Более подробно о том, как делать ремонт ТНВД ЯМЗ, регулировку агрегата, читайте в следующих статьях нашего блога.
Не забывайте, что ТНВД ЯМЗ вы всегда сможете купить в нашем каталоге.
Читайте еще:
- Чиним выпускной коллектор МАЗ – советы мастера;
- Устанавливаем масляный радиатор МАЗ;
- Устройство фильтра МАЗ;
- Как заменить масляный насос МАЗ?
- Обзор регулятора давления с адсорбером.
Еще статьи по теме:
Виды и особенности перепускных клапанов ТНВД ЯМЗ 236
Изучаем строение ТНВД ЯМЗ 236
Делаем регулировку топливного насоса высокого давления
Последовательность монтажа топливного насоса высокого давления МАЗ
Как выбрать ремкомплект ТНВД ЯМЗ 238?
Наименование | Артикул | Ост. | Цена | |
ТНВД | 337.1111005-40 | 66 704,00 | ||
ТНВД | 185.1111005-30 | 108 970,00 | ||
ТНВД | 185.1111005-40 | 108 970,00 | ||
ТНВД | 175.1111005-50 | 85 006,00 | ||
ТНВД | 185.1111005-10 | 108 970,00 | ||
ТНВД | 136.1111005-10 | 81 674,00 | ||
ТНВД | 175.1111005-70 | 85 006,00 | ||
ТНВД | 604.1111005-10 | 40 120,00 | ||
ТНВД (0445020086) | 650.1111005 | 1 | 92 800,00 | |
ТНВД (4370, 30.Е2 ЯЗДА) | 773.1111005-20.07 | 46 332,00 | ||
ТНВД (BOSCH (650.1111005)) | 0 445 020 086 | 105 930,00 | ||
ТНВД (BOSCH) | 0 445 020 088 | 36 577,00 | ||
ТНВД (BOSCH) | 0 445 020 087 | 38 540,00 | ||
ТНВД (Motorpal) | PP4M10P1f-4204 | 36 252,00 | ||
ТНВД (Motorpal, Д-245) | PP4M10P1f-3480 | 22 216,00 | ||
ТНВД (Д-245.9Е2, EURO-2, без клапана) | 773.1111005-20.06 | 46 332,00 | ||
ТНВД (КАМАЗ-53215Н) | 337.1111005-42 | 66 704,00 | ||
ТНВД (ОАО ЯМЗ) | 60.1111005-30 | 34 269,00 | ||
ТНВД (ЯЗДА ЯМЗ-236НЕ2) | 133.1111005-20 | 2 | 80 398,00 | |
ТНВД Д-245.9, МАЗ, ЗиЛ Зубренок (Motorpal) | PP4M10U1f-3483 | 31 405,00 | ||
/> | ТНВД Евро-0 ЯМЗ-238M2 (ЯЗДА) | 80.1111005-30 | 39 040,00 | |
ТНВД Евро-0 ЯМЗ-238Б (ЯЗДА) | 807.1111005-40 | 51 619,00 | ||
ТНВД Евро-0 ЯМЗ-238ГМ2 (ЯЗДА) | 809.1111005-20 | 39 040,00 | ||
ТНВД Евро-0 ЯМЗ-238Д1 (ЯЗДА) | 806.1111005-40 | 51 619,00 | ||
/> | ТНВД Евро-2 ЯМЗ-238ДЕ2 | 173.1111005-30 | 46 545,00 |
Источник
ЯМЗ 236евро 2 Регулировка
Газораспределительный механизм
В двигателях автомобилей применяют газораспределительные механизмы с нижним и верхним расположением клапанов. Верхнее расположение клапанов имеет ряд преимуществ, способствующих повышению мощности и экономичности двигателя, а именно:
- компактная камера сгорания с более коротким путем горения рабочей смеси препятствует возникновению детонации и позволяет повысить степень сжатия;
- отношение поверхности камеры сгорания к ее объему на 30—35% меньше по сравнению с Г-образной камерой, что сокращает потери тепла в охлаждающую жидкость и повышает экономичность двигателя;
- возможность увеличения размеров и высоты подъема впускных клапанов, а следовательно, повышение наполнения;
- доступность регулировки клапанного механизма.
Распределительный вал.
При нижнем расположении вала его привод состоит из пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями; на коленчатом валу стальная шестерня, а на распределительном — текстолитовая (двигатели ЗМЗ) или чугунная (двигатели ЗИЛ).
При верхних клапанах распределительный вал располагают в нижней или верхней части блока цилиндров («Москвич-412»). Привод распределительного вала двигателей автомобилей ЗИЛ-111 и «Москвич-412» осуществлен бесшумной цепью.
Рис 11. Распределительные шестерни двигателей ЯМЗ: 1 — шестерня коленвала; 2 — шестерня распредвала; 3 — топливный насос высокого давления ТНВД; 4 — шестерня привода вентилятора; 5 — ведомая шестерня привода ТНВД; 6 — ведущая шестерня привода ТНВД; 7 — распределительный вал двигателя; 8 — шестерня привода масляного насоса; 9 — масляный насос; 10 — промежуточная шестерня привода масляного насоса
На рис. 11 показаны распределительные шестерни двигателей ЯМЗ. От шестерни 1 коленчатого вала получает вращение шестерня 2 распределительного вала и промежуточная шестерня 10 привода масляного насоса. Шестерня 2 вращает шестерню 4 привода вентилятора. Вал топливного насоса 3 высокого давления имеет привод от ведомой шестерни 5, получающей вращение от ведущей шестерни 6, закрепленной на распределительном валу 7 сзади шестерни 2.
Распределительный вал устанавливают в биметаллических (ЗМЗ, ЗИЛ) или металлокерамических (ЯМЗ) втулках.
Для облегчения установки распределительного вала в блок цилиндров шейки его выполняют ступенчатыми. Углы взаимного расположения кулачков на валу зависят: для одноименных кулачков — от числа цилиндров, для разноименных — от фаз газораспределения.
Продольное смещение распределительного вала ограничивают упорным фланцем 5 (см. рис. 5), привернутым к блоку цилиндров. Распорная шайба, зажатая между ступицей шестерни 6 и торцом передней шейки распределительного вала, несколько толще фланца 5. Этим обеспечивается осевой зазор распределительного вала двигателей, равный 0,08—0,208 мм.
На переднем конце распределительного вала двигателя ЗМЗ-66 крепится эксцентрик 3 привода топливного насоса и балансир 4, предназначенный для уравновешивания сил инерции, возникающих при вращении эксцентрика.
Толкатели
Рис 12. Толкатели: а — поршневого типа (ЗМЗ-66); б — гидравлический (ЗИЛ-111); в — качающийся роликовый (ЯМЗ): 1 — пята; 2 — втулка толкателя; 8 — ролик; 4 — игольчатый подшипник; 5 — ось ролика; 6 — плунжер; 7 — пластинчатый клапан; 8 — пружина плунжера; 9 — корпус толкателя; 10 и 11 — отверстия
Толкатели поршневого типа изготовляют из стали с наплавленной чугунной пятой (рис. 12, а). В двигателях ЯМЗ — толкатели качающиеся роликовые (рис. 12, б), ролик 3 вращается на игольчатом подшипнике 4. В месте соприкосновения со штангой в толкатель запрессована пята 1 со сферической поверхностью.
Гидравлические толкатели двигателя ЗИЛ-111 (рис. 12, б) автоматически обеспечивают устранение зазоров и бесшумность работы клапанного механизма. При закрытом клапане пружина 8 отжимает плунжер 6 вверх, устраняя зазоры в клапанном механизме. Пространство между корпусом 9 толкателя и плунжером 6 при этом увеличивается и пополняется маслом из системы смазки двигателя через отверстия 10 в корпусе толкателя, отверстия 11 в плунжере и клапан 7.
При подъеме клапана толкающая штанга нажимает на пяту 1, и плунжер перемещается вниз, клапан 7 закрывается. Вследствие несжимаемости масла гидравлический толкатель при этом действует как жесткий толкатель, обеспечивая открытие клапана.
Недостатком гидравлических толкателей является высокая стоимость изготовления. Кроме того, для них требуется исключительно чистое, некоксующееся масло.
Толкающие штанги и коромысла.
Штанги изготовляют полыми, из стали или дюралюминия со стальными закаленными сферообразными наконечниками.
Коромысла устанавливают на общую ось, укрепленную на головке цилиндров с помощью стоек, или каждое коромысло 10 (см. рис. 3) на отдельную ось 3. Положение оси коромысла фиксируется двумя штифтами. Разрезная ось 18 толкателей 15 состоит из трех частей и опирается на четыре чугунные втулки 17. Распределительный вал 19 вращается в четырех металлокерамических втулках.
Клапаны.
Головки клапанов при работе двигателя сильно нагреваются (впускные до 400° С, выпускные до 900° С), поэтому впускные клапаны изготовляют из хромистой стали, выпускные клапаны (или только их головки) — из высококачественной жаростойкой стали, а вставные седла клапанов — из жароупорного чугуна.
Клапаны имеют тарельчатую плоскую головку; для лучшего наполнения цилиндров диаметр головки впускного клапана делают больше, чем выпускного: Рабочую поверхность головки клапана наплавляют жаро- и износостойким сплавом, стержень хромируют. На стержне клапана выполняется кольцевая выточка, в которую вставляются два сухаря для крепления пружины.
На стержнях впускных клапанов часто устанавливают маслоотражательные резиновые колпачки, уменьшающие проникание масла в цилиндр двигателя через зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана.
Рис 13. Выпускной клапан с механизмом его поворота: а — выпускной клапан; б и в — схемы механизма поворота клапана
1 — выпускной клапан; 2 — корпус устройства для поворота клапана; 3 — упорная шайба; 4 — замочное кольцо; 5 — пружина клапана; 6 — опорная шайба пружины; 7 — сухарь; 8 — натриевое наполнение клапана; 9 — жаро- и износостойкая наплавка; 10 — заглушка; 11 — седло клапана; 12 — дисковая пружина; 13 — шарик; 14 — возвратная пружина
Выпускные клапаны двигателей ЗМЗ-66 и ЗИЛ-131 выполняют полыми (рис. 13, а). Для лучшего охлаждения внутренние полости клапанов, заполняют натрием, который имеет высокую теплопроводность и температуру плавления 98° C. При повышении температуры натрий расплавляется и при перемещении клапана омывает внутреннюю его полость, отводя тепло от головки к стержню. Тепло от стержня передается стенкам направляющей втулки клапана.
Выпускные клапаны двигателей ЗИЛ принудительно поворачиваются (20—40 об/мин при 3200 об/мин коленчатого вала), что предотвращает их заедание и обгорание. Механизм поворота состоит из неподвижного корпуса 2, пяти шариков 13 (рис. 13, б и в) с возвратными пружинами 14, дисковой пружины 12 и упорной шайбы 3 с замочным кольцом 4. Корпус 2 устанавливается на направляющей втулке клапана в углублении головки цилиндров и имеет секторные пазы для шариков 13. Упорная шайба 3 и дисковая пружина 12 с зазором надеты на выступ корпуса. При закрытом клапане, когда усилие его пружины 5 невелико, дисковая пружина 12 (рис. 13, б) выгнута наружной кромкой кверху, а внутренней кромкой опирается на заплечик корпуса. Когда открывается клапан, усилие его пружины увеличивается, дисковая пружина 12 распрямляется (рис.13, а), между внутренней ее кромкой и заплечиком корпуса 2 появляется зазор. Усилие пружины передается на шарики 13, и они, перекатываясь по секторным пазам корпуса, поворачивают дисковую пружину и упорную шайбу, а следовательно, пружину клапана и клапан.
При закрытии клапана усилие его пружины уменьшается, дисковая пружина 12 прогибается и упирается в заплечик корпуса, освобождая шарики 13, которые под действием пружин 14 возвращаются в исходное положение.
При верхнем расположении клапанов иногда устанавливают не одну, а две пружины на каждый клапан («Москвич-408», ЯМЗ-236, ЯМЗ-238), чем достигается уменьшение размеров пружин и большая надежность. Направление витков внутренней и наружной пружин должно быть разным, чтобы при поломке одной из них ее витки не могли попасть между витками другой и вызвать аварию.
Фазы газораспределения.
Под фазами газораспределения понимают моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек. Фазы подбирают опытным путем в зависимости от быстроходности двигателя и конструкции его впускной и выпускной систем. Для лучшей очистки цилиндров от отработавших газов выпускной клапан начинает открываться до н. м. т., а закрывается после в. м. т. Для лучшего наполнения цилиндров впускной клапан начинает открываться до в. м. т., а закрывается после н. м. т.
Фазы газораспределения двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 приведены на рис. 14. Правильность установки газораспределения определяется зацеплением распределительных шестерен в соответствии с имеющимися на них метками.
Рис 14. Диаграммы фаз газораспределения двигателей: a — 3M3-66; б — ЗИЛ-131; в — ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Постоянство фаз газораспределения сохраняется при соблюдении температурного зазора между стержнем клапана и носком коромысла. При увеличении зазора продолжительность открытия клапана уменьшается, а при уменьшении — увеличивается.
При малом зазоре и нагреве двигателя могут произойти неплотная посадка клапана на седло, утечка газов и обгорание рабочей поверхности клапана, при увеличенном зазоре — неполное открытие клапанов, ухудшение наполнения и очистки цилиндров, повышение ударной нагрузки на сопряженные детали клапанного механизма, приводящие к их ускоренному износу.
Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из
Установочный угол опережения впрыска топлива (УОВТ): поэтапная регулировка
Выставлять зажигание следует со всей тщательностью. Неправильные манипуляции при прокручивании вала увеличат затраты времени на техобслуживание и могут привести к полному выходу узлов мотора из строя.
«Визуальный» способ
Найдите риску на муфте топливного насоса высокого давления и разместите агрегат так, чтобы метка была наверху. Проверните мотор до установки на фрикционном колесе значения в 15-20 градусов. Расслабьте болты, которые удерживают муфту, и поверните ее на поздний впрыск против часовой стрелки. Выкрутите из первого цилиндра топливоподающую трубку, уберите оставшееся в выемке топливо и проворачивайте муфту по часовой стрелке, пока горючее снова не появится. Затяните болты на муфте ТНВД.
Этот способ подходит для опытных механиков и водителей. Новичкам следует воспользоваться моментоскопом или в сервисный центр.
Использование моментоскопа
Первый этап полностью совпадает с предыдущим способом: риски должны находиться по одну сторону. Отсчитайте от привода двенадцатую секцию и отключите от нее топливопровод.
Вспомогательное устройство – моментоскоп – установите на штуцер. Активируйте подачу горючего скобой регулятора. Прокачайте топливо в системе питания три минуты. Прокрутите с помощью ключа-трещотки коленвал. Также это можно выполнить, зацепив ломом маховик со стороны нижнего люка корпуса. Вращайте вал, пока топливо не заполнит трубку механизма. Слейте излишки, отключите топливоподачу и проверните коленвал против часовой стрелки на угол 50-60 градусов. Потребуется около 15 качаний ключа. Вновь запустите подачу топлива.
Установите УОВТ примерно за 18-20 градусов до верхней мертвой точки. При прокручивании коленвала следите, когда появится горючее в трубке моментоскопа. Если это произошло, значит, начала работу двенадцатая секция ТНВД. В этот момент метки на маховике или демпфере должны совпадать с указателями на корпусе маховика или крышке блока.
Может получиться так, что подача топлива началась раньше или позже совпадения меток и указателей.
Если раньше, приостановите прокрутку вала и выполните следующие действия:
- ослабьте болты полумуфты;
- зафиксируйте муфту опережения впрыска в том положении, когда топливо начнет поступать, прокрутите коленвал, пока метки не совпадут с указателями;
- закрутите болты полумуфты.
Если позже, проверните вал и отрегулируйте момент начала впрыска горючего. После этого открутите болты и, придерживая муфту, вращайте коленвал на 15-20 градусов в обратном направлении, что примерно равно 4-5 качаниям ключа. Совместите риски с указателями, прокручивая вал по ходу вращения, затяните болты полумуфты.
Перед регулировкой УОВТ необходимо удостовериться в исправности всех элементов узла.
Система питания
В состав системы входит насос высокого давления с регулятором числа оборотов, фильтры очистки топлива, форсунки впрыска и топливные трубки низкого и высокого давления. Для фильтрации используются фильтры грубой и тонкой очистки. На одной из фотографий в статье показана современная версия ЯМЗ 236 с турбокомпрессором и 9-лопастным вентилятором.
Благодаря усовершенствованию конструкции удельный расход топлива двигателя сократился. Если на первых МАЗ 500 расход составлял около 25 литров при мощности всего 180 сил, то на современных машинах он составляет 33-40 литров при мощности от 300 до 420 сил.