Как и какое выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Полезные советы, а также видео версия
Как и какое выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Полезные советы, а также видео версия
Любой автомобильный аккумулятор нужно подзаряжать — это своего рода аксиома! После пуска двигателя потери энергии восполняет генератор автомобиля, но не всегда! Например, в «холодный пуск», когда температура за бортом с крайне низкими показателями -20, — 30 градусов. АКБ охлажден и он не может нормально брать энергию, его нужно разогреть, и если вы передвигаетесь на короткие дистанции, получается «недозаряд» вашей батареи. Вследствие чего, может развиваться сульфатация пластин и уменьшение емкости. В общем один раз в месяц (а может быть и чаще) нужно подзаряжать аккумулятор и ясное дело, что для этого нужно зарядное устройство! Но вот как его выбрать? Ведь батареи бывают различных технологий? В этой статье будет подробное руководство, а также видео в конце. Однозначно полезно, так что читаем – смотрим …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Конечно, сейчас аккумуляторы шагнули очень сильно вперед, если не брать AGM, GEL и EFB технологии, то даже обычные батареи подразделяются на три основных подвида – это сурьмянистые, кальциевые и гибридные (подробно описывал эти технологии в статье — про выбор АКБ). Если «сурьмянистые», это зверь на наших прилавках достаточно редкий, потому как он безнадежно устарел, то вот кальциевые и гибридные очень широко приставлены на наших полках. И вот для каждого АКБ нужно правильное зарядное устройство, ведь скажем «кальциевый» многие производители рекомендуют заряжать токами в 16 – 16,5В, подробнее говорили вот здесь. А это уже как понимаете совершенно другие «зарядники»!
Описание устройства
Модель Nitecore UM2 — зарядный прибор, который способен работать в нескольких режимах.
Первое, на что обращают внимание пользователи — небольшая масса и размеры. Это важно для тех, кто часто путешествует. Вес устройства не более 150 г, габариты — 153х73х40 мм.
Второе — наличие дисплея. На нем отражаются самые необходимые параметры:
- режим и скорость зарядки;
- разновидность аккумулятора;
- заряженная емкость;
- состояние аккумулятора;
- входящее, а также максимальное напряжение;
- ток заряда.
Кроме прибора, в комплект входит USB-кабель, инструкция по эксплуатации, короб, гарантийный талон. Период гарантии — 1 год.
Вскрытие зарядного устройства литиевого аккумулятора
Вскрытие показало, что все детали на месте. Меня это слегка удивило, но приглядевшись внимательнее выяснилось, что не все они такие какими должны быть. Первым делом в глаза бросилось несовпадение емкости на этикетке электролитического конденсатора и надпись на плате:
Как видно, емкость электролита должна быть 10мкФ (10uF на плате), а по факту стоит 4.7 мкФ. В общем-то это не такая уж критическая проблема. Лучше бы, конечно, установить требуемую величину, но у меня ее не нашлось. На установленном конденсаторе указанно напряжение в 50 В. Врядли оно там действительно такое большое. Но при замене лучше устанавливать конденсаторы на аналогичное или большее напряжение
Аналогичная беда и со вторым электролитом. Указанно 470 мкФ, а стоит 100. Он установлен на выходе и рассчитан на напряжение в 16 вольт. Что-ж, заменил его на найденный 330мкФ/16В. Сначала была мысль установить 470 мкФ, но он не влез.
Конденсатор это конечно хорошо, чем больше емкость тем лучше сглаживание выходного напряжения, но кардинально это ничего не изменит. Поэтому далее было решено покопаться на тему какой тут контроллер заряда аккумулятора.
Основные характеристики зарядных устройств
Ниже мы рассмотрим основные характеристики ЗУ, на которые следует обратить внимание при выборе, и дадим необходимые пояснения.
Режимы работы
Чтобы выбрать правильное ЗУ для своего аккумулятора, в начале статьи мы говорили о выяснении типа батареи. Для наиболее распространённых моделей WET подойдут все устройства, а вот для AGM и GEL. Но в продвинутых моделях должны присутствовать специальные режимы для зарядки гелевых аккумуляторов. Эти батареи очень чувствительны к превышению напряжения зарядки. Если для WET батареи напряжение в 15 вольт не критично, то для гелевых оно может привести к необратимым изменениям. От повышенного напряжения гель или стекловолокно начнёт отслаиваться от пластин и АКБ потеряет свои характеристики. В худшем варианте аккумулятор вспучит и он выйдет из строя.
Стоит также отметить, что в продаже есть устройства, которые позволяют заряжать сразу несколько автомобильных аккумуляторов при последовательном или параллельном соединении. Но это скорее может пригодиться профессиональным аккумуляторщикам, которые заряжают АКБ на поток. Для обычного автолюбителя нет смысла переплачивать за такие «фишки».
Вернуться к содержанию
Напряжение, выдаваемое ЗУ
Напряжение, которое выдаёт зарядное устройство, должно соответствовать номинальному напряжению АКБ, которое Вы должны были выяснить перед выбором. Практически все современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов выдают напряжение 12 вольт. Вторые по популярности ЗУ с возможностью зарядки АКБ номиналом 24 вольта. Реже встречаются зарядные устройства, которые выдают напряжение 6 вольт. Этот режим пригодится при зарядке соответствующих батарей для мотоциклов, скутеров и т. п. В идеале ЗУ должно иметь возможность ручной установки напряжения, но такие модели встречаются редко.
Ток зарядки
Для того, чтобы правильно подобрать зарядное устройство по этому параметру, в начале статьи мы узнали номинальную ёмкость АКБ. Ток зарядки не должен быть выше 10 процентов от ёмкости батареи. То есть, распространённые аккумуляторы 55 А-ч для легковых автомобилей нужно заряжать током не более 5,5 ампер. Исключение режим Boost, о котором говорилось выше. Но и с ним нужно знать меру. Ток в при ускоренной зарядке не должен превышать 30 процентов от стандартного значения. Для той же батареи 55 А-ч это максимальное значение силы тока в режиме Boost не должно быть выше 5,5 + 5,5*0,3 = 7,15 ампер.
Помните, что заряжать высоким током следует только в нестандартных ситуациях, когда требуется срочная ускоренная зарядка. Постоянно этот режим использовать нельзя, поскольку это снижает срок службы АКБ.
В идеале зарядное устройство должно иметь возможность ручной регулировки тока. При прочих равных советуем выбирать именно такие ЗУ. Тогда при необходимости можно будет провести зарядку АКБ на малом токе. Ведь большинство ЗУ в автоматическом режиме сами подбирают ток. Но для более полной и качественной зарядки лучше вести её малым током при постоянном напряжении. Это будет дольше, но значительно лучше. Если аккумулятор заряжать в таком режиме, то его пластины значительно меньше будут подвержены сульфатации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ЗУ с регулировкой тока заряда – это правильный выбор.
Вернуться к содержанию
Виды защиты и безопасность
При покупке зарядного устройства поинтересуйтесь у продавца, какие виды защиты имеет та или иная модель. Все современные ЗУ должны иметь защиту от перегрева, а также он неправильного подсоединения клемм устройства к выводам АКБ.
Цилиндрическая портативная акустика Sven PS-280: 12 Вт и защита от воды
Сегодняшний обзор посвящен новой портативной колонке от Sven для активного отдыха на природе с любимой музыкой. У модели PS-280 цилиндрическая форма корпуса с пассивным излучателем в нижнем торце и управлением и подсветкой сверху. Модель не боится воды (IPx5) и ее легко можно взять с собой, поместится в любом рюкзаке и имеет удобную ручку для переноски.
Содержание
Технические характеристики
- Выходная мощность (RMS), Вт: 12 (2 × 6)
- Частотный диапазон, Гц: 120 – 20 000
- Диапазон частот тюнера, МГц: 87.5 – 108
- Размеры динамиков, мм: Ø 47
- Беспроводная передача сигнала по Bluetooth: да
- Воспроизведение музыки с носителей памяти: USB, microSD
- Источник питания литий-ионный aккумулятор: 2400 мAч
- USB: DC 5 В
- Тип соединения: Bluetooth, проводной
- Поддерживаемые профили Bluetooth: HSP, HFP, A2DP, AVRCP
- Радиус действия, м: до 10
- Размеры изделия, мм: 90 × 88 × 210
- Масса, г: 700
- Цвет: черный
Упаковка и комплектация
Фирменная коробка у акустики вполне себе презентабельная, подойдет и как подарочная. На ней производитель делает акцент на защите устройства от воды и перечисляет основные особенности. Открывается коробка как шкатулка, крышка с магнитиками. Внутри защитная вставка из вспененного материала.
Страна производитель — Китай. Гарантия на устройство — 1 год.
Комплект поставки включает все необходимое для начала работы (только зарядить нужно до 100% любым блоком питания 5 В 1 А):
- Акустическая система PS-280
- Гарантийный талон
- Кабель для питания с разъемом usb тип С (он же выполняет роль антенны)
- AUX кабель 3,5-3,5 мм
Внешний вид
Колонка выполнена в цилиндрическом форм-факторе, динамики расположены по разным сторонам и на разном уровне. Из этого вытекает минус — при работе горизонтально закрываем один из динамиков. Размеры корпуса: диаметр 88 мм, высота 208 мм.
Почти всю поверхность корпуса занимает плотная сетка из синтетической ткани. На ней разместились крупные стилизованные кнопки регулировки громкости. Можно было бы их выделить цветом. Полоска на корпусе свободная от сетки из пластика софт-тач. Там размещается нейлоновый ремешок для переноски и защищенные разъемы. За ремешок (охват 10 см, ширина ремня 2 см) колонку можно повесить на ветку на природе или закрепить на рюкзак.
Разъемы сгруппированы в одном месте, под резиновой заглушкой. Такое решение часто встречается у защищенных колонок, например, у не совсем бюджетной Tronsmart T6 Plus.
- Порт 3,5 мм для кабеля AUX
- Слот по карту микро SD (до 64 Гб)
- Порт USB A для внешних накопителей
- Порт usb тип С для зарядки c индикатором процесса зарядки
На нижнем торце разместился пассивный излучатель диаметром 2" с мягким резиновым подвесом. Самое интересное расположено на верхнем торце — там управление акустикой, кольцо регулировки громкости (диаметром 68 мм) и кольцевая подсветка. Подсветку можно отключить совсем.
Управление простое и логичное, кнопки с логотипами. По центру кнопка включения, она же переключает режимы (Bluetooth/FM радио/Проигрыватель файлов/AUX).
Масса Sven PS-280 близка к заявленной производителем:
Сравнение с моделью Sven PS-295 (старший цилиндрический брат, а точнее — сестра, акустика же).
Как по мне, 295 модель смотрелась наряднее из-за синего пластика и ткани гриля, хотя и без подсветки. Ну и в целом, размер тут имеет значение, у старшей сестры и динамики больше (2,5") и аккумулятор более ёмкий. У младшей модели удобнее заглушка разъемов и добавилась удобная регулировка громкости кольцом.
Использование
SVEN PS-280 полностью заряжается за 3,5 часа, ток заряда до 1 А. Аккумулятор 2400 мАч обеспечивает около 7 ч воспроизведения по Bluetooth на средней громкости и 3,5 часа на максимуме.
Голосовых сообщений при работе колонки нет, только громкие мелодичные сигналы. Громкость устройства можно регулировать: со смартфона, многооборотный энкодер кольцо сверху и кнопки сбоку.
Подключение к смартфону по по Bluetooth быстрое, связь по комнате надежная, на природе 10-15 метров. Звонки принимает, говорить нужно погромче.
Эта модель поддерживает режим TWS. True Wireless Stereo — это, когда две одинаковые колонки соединяются по Bluetooth в одну стерео колонку (нажатием спец кнопки), где каждая колонка играет свой канал. Это расширяет стереобазу и дает объемный эффект звуку.
FM радио обладает неплохим качеством приема, для уверенного приема лучше использовать длинный кабель для зарядки. Есть автопоиск станций. Но само наличие радио уже радует, нет риска остаться без музыки на шашлыках или на даче.
В инструкции к модели заявлена поддержка карт микроSD до 32 Гб, но карта 64 Гб так же читалась. Но, когда подбираете треки, нужно помнить, что тут нет поддержки несжатых аудио форматов (Flac, ape и пр.). Порт USB A предназначен только для «флешек» с музыкой, заряжать им другие устройства нельзя. Присутствует негромкий фоновый шум на режиме AUX с кабелем.
Проверка водозащиты модели. Обильно политая из душа колонка высыхает и далее нормально работает. Мелкий дождик или брызги у бассейна ей не страшны. Да и в целом, сетка легко очищается.
Звучание
Для своих размеров колонка играет динамично, но из-за цилиндрического корпуса определенная стереобаза, точнее ее отсутствие. Для расширения частотного диапазона вниз работает пассивный излучатель настроенный на
Запись звука для оценки звучания данной портативной акустики с 1 м.
Проведем замер АЧХ акустики до первого отражения с расстояния 1 метр по оси динамика (они расположены на разной высоте с каждой стороны, но в общем объеме корпуса).
Про стенд для измерений я уже писал (микрофон WM-61 в адаптивном цилиндрическом корпусе, звуковая карта ESI Juli@, ПО на ПК ARTA). Проводное подключение. Уровень громкости колонки (до роста искажений при измерении) значительного влияния на АЧХ не оказывает, больше влияет поворот по оси.
Итоговый график АЧХ:
Отдача по низам соразмерна размеру динамиков (2") и корпуса. А общая неравномерность АЧХ характерна для такого форм-фактора корпуса, звучание меняется от направленности.
Заключение
Sven PS-280 добротный представитель бюджетного сегмента портативных колонок. В цилиндрическом, защищенном от воды корпусе.
В конце обзора традиционно перечислим плюсы и минусы рассмотренного товара.
SAE J1772
Сам стандарт был принят в 2001 году, он же потом переродился в виде Combined Charging System (CCS). Ниже принципиальная схема.
Proximity pin это по сути кнопка в пистолете, который Вы вставляете в машину, Вы нажимаете кнопку, машина понимает и показывает зарядному устройству по pilot pin, что пора тоже отключить контактор, отключает контактор в зарядном устройстве к чарджеру.
Цель этого блока обеспечивать гарантированное отключение питания в случае непредвиденных обстоятельств. Зарядный пистолет должен быть обесточен, когда не находится в зарядном порту автомобиля и автомобиль не требует зарядки.
Вся магия в процессе общения Tesla с wall connector или mobile connector кроется в понимании работы pilot pin, и это очень просто.
В начальном состоянии ваше з.у. подключает к pilot pin 12V с ШИМ сигналом, по которому машина понимает какой ток максимальный для данной зарядной сети.
Так как я работаю в https://teesla.ru/, то и з.у. разрабатывал под Тесла. Например Tesla model 3, Y, X, S за редким исключением авто с двумя чарджерами могут принимать при зарядке переменных током до 48А с одной фазы для американских авто и до 16А по каждой их трех фаз для европейских авто.
В моем случае это Tesla model Y чистокровный американец, ток до 48А, поэтому все компоненты я брал на честные китайские 63А, а ШИМ сигнал необходимо обеспечить в размере 80% с частотой в 1кГц.
Далее мы вставляем разъем с питанием в авто. Сопротивления на схеме j1772 выше условны, для понимания принципа работы. R3 в автомобиле на 2.7 кОм работает как делитель напряжения и у нас на pilot pin остается 9V, все дружно понимают, что машина подключилась к зарядке. Детектор в з.у. и в авто видят работу в штатном режиме.
Машина включает контактор к чарджеру и дополнительной сопротивление 1.3кОм для подтяжки pilot pin к земле. Забыл сказать, что земля для AC и GND для pilot и proximity объединены, еще и поэтому важно иметь хорошую землю на з.у., если Вы гордились тем, что Ваше китайское з.у. терпимо к плохой земле, передайте китайцам большой рахмед.
После включения в авто второго сопротивления, общее сопротивление между pilot pin и GND падает и напряжение на pilot становится 6V, можете посчитать. Детектор в чарджере от всего этого начинает понмиать, что пора и включает свой контактор.
Вот и вся суть зарядки. Обеспечить питание для pilot pin, детектор и контактор. Я взял за основу проект Jacob Dykstra.
Набросал схему в онлайн редакторе, по возможности проверил и заказал производство.
Микроконтроллер Wemos D1 на основе esp8266 c wifi и bluetoth для блюкджека и куртизанок.
Опторазвязка 4N35 играет роль драйвера, именно через нее мы питаем pilot pin 12V и обеспечиваем ШИМ сигнал.
Компаратор напряжения LM393 играет роль детектора. Настроив переменными резисторами переходные напряжения для сравнения мы получаем подтянутые ноги D8, D7 в переходных значениях 12V, 9V, 6V. Таким образом микроконтроллер понимает подключена ли машина и готова ли машина к зарядке.
Микроконтроллер включает реле, которое включает контактор в силовой части, через реле на плате проходят милиамперы.
2 недели и из солнечного Шеньженя посылка уже у меня. Никак не могу поверить, что это стоит 2$.
Силовая часть собрана в щитке на рейке. Все компоненты чистокровные китайские. Слева направо.
В качестве защиты я выбрал УЗО на 63А с проверкой целостности земли.
Решил включить в состав счетчик, чтобы проверять данные, которые указывает машина о заряде и реальное потребление, так узнаю КПД заряда.
Блок питания AC-DC на 12V.
Контактор для отключения фазы и нуля сразу с максимальным током в 63А.
С монтажом на стене.