Зарядно пусковое импульс зп 02
Зарядно пусковое импульс зп 02
Перепутать прюс с минусом при подключении к аккумулятору невозможно — зарядка не включится. При напряжении на аккумуляторе ниже 4 В зарядка тоже не включится — "меняй аккумулятор". В качестве индикации на переднюю панель выведены три светодиодных индикатора: "ЗАРЯД", "ЗАПУСК", "КОНТРОЛЬ". С первыми двумя всё понятно. Третий для проверки: зажигается при касании плюсового или минусового провода к точке "контроль". Имеется режим форсированного заряда, явно для зимы. Тумблер в положение "ЗАРЯД", 10-15 минут (не более) и можно пробовать заводить двигатель.
О силовом трансфоматоре. Одного киловатта вполне достаточно. Вторичные четыре обмотки все по 14,5 В — две (IV и V см. схему) помощнее сечением 10-15 мм/кв, на пуск-заряд; две на схему управления (II и III). Фазировка обмоток указана на схеме. Силовая обмотка и обмотка для управления мотаются в два провода.
Особых трудностей в наладке нет. Все режимы работы транзисторов подписаны на схеме.
Зарядно-пусковое устройство «Импульс ЗП 02» прекратили производить много лет назад, но эксплуатируется по сегодняшний день, не уступая по своим техническим характеристикам большинству «новоделов». Порой удивляюсь, как они могут еще работать в таких тяжелых условиях перепада напряжение сети, повышенной/заниженной температуры, влажности, порой присущи большинству гаражей, небрежном отношении владельцев.
Но время идет, и некоторые экземпляры попадают в ремонт. Большинство неисправностей замена регулирующего резистора R3 (см. схему), обрыв выводов радиоэлементов. Ножки радиодеталей отваливаются в местах трещин защитного лака, куда попадает влага, начинается процесс окисления. То есть все, то что присуще радиоаппаратуре работающий/хранящейся десятки лет.
Прежде чем браться за ремонт зарядного, нужно проверить в нем ли причина? При включении и не подключенном аккумуляторе должен засветиться только светодиод «СЕТЬ». Такое же будет, когда зарядное будет подключен к неисправному аккумулятору. Неправильная полярность подключения выводов зарядного к аккумулятору такой же эффект.
Для диагностики на передней панели прибора есть вывод «КОНТРОЛЬ» прикасаясь плюсовым «крокодилом» должен засветиться светодиод «ЗАРЯД». Нужно внимательно смотреть, потому что засвечивается он не очень ярко.
Многие неопытные пользователи прибора пробуют проверить, подключая лампочку, к выводам зарядного устройства, естественно лампочка не будет светиться, так заложено логикой работы схемы. Делается вывод — зарядка не работает. Но если лампочка при таком подключении все же будет светить быстрее всего не исправный один с тиристоров.
Чтобы засветить лампочку от исправного зарядного нужно сделать, как показано на рисунке. Подключить один вывод лампочки минусовому выходу устройства другой плюсовому и этим контактом присоединится выводу на передней панели «КОНТРОЛЬ». При этом лампочка должна ярко светить. Регулируя ручкой уровня зарядки, возможно, визуально увидеть по свечению лампочки как изменяется зарядный ток.
Таким же способом проверяют работу устройства в режиме «ЗАПУСК». При исправном узле запуска лампочка будет ярко светить.
Если устройство проверено таким способом не работает нужно смотреть плату управления и тиристоры. Возможные причины выхода из строя радиоэлементов уже рассматривалось.
В помощь при ремонте выкладываю осциллограммы снятые с рабочего зарядно-пускового устройства. Напряжению и осциллограммы в контрольных точках измерены относительно плюса конденсатора С2. Зарядное устройство подключено к аккумулятору, резистор «ТОК ЗАРЯДА» в среднем положении.
Несколько слов о проверки тиристоров. Проверить, безусловно, возможно мультиметром. Но лучший результат дает проверка с помощью лампочки и дополнительного источника постоянного напряжения 12В. Процесс проверки показан на рисунке.
Хороший тиристор остается во включенном состоянии при снятии перемычки между управляющим электродом и анодом. Лампочка должна ярко светиться, пока не будет снято питания проверяемого устройства. Если после снятия перемычки сразу или через некоторое время лампочка погаснет, тиристор нужно заменить.
В данном устройстве нет необходимости выпаивать тиристоры для проверки. Это возможно сделать прямо в зарядном устройстве только нужно отсоединить плату управления, и дальше по методике, показанной на рисунке.
Тиристоры Т142-130 очень редко выходят из строя, основная причина замены механические повреждения выводов. На данное время тиристор стоит относительно дорого, является дефицитом. Возможна замена на более дешевые тиристоры. На пример КУ202 т.п. При замени на более низкие по параметрам тиристоров, придётся отказаться от функции – пускового устройства.
Не могу сказать, сколько десятков лет это пуско-зарядное устройство спасала меня зимой. Машиной пользуюсь редко и особенно в зимнее время, придя в гараж, наблюдал полуживой аккумулятор и при повороте ключа зажигания — стартер делал пару оборотов, после чего отказывался крутить коленвал двигателя. Но благо, в запасе на стеллаже лежит Импульс ЗП-02, подключив который можно было, и запустить двигатель и подзарядить подсевший аккумулятор. Но в один прекрасный день, зарядное устройство сломалось. В чем собственно заключалась поломка: когда рукоятка находилась в положении «запуск» то пуско-зарядное устройство выполняла свои функции. При повороте регулятора в положение зарядка — индикатор «сеть» горит, а вот светодиод «заряд» не в какую не хотел загораться. И естественно ни о каком заряде аккумулятора не могла идти речь.
Что представляет собой ЗУ и где применяется
Как и положено в таких случаях начнем повествование с ознакомления с прибором и его назначения. Зарядные устройства используются для восстановления аккумуляторов. Они представляют собой источник постоянного тока с напряжением в 12-14В. Первые ЗУ состояли из двух основных блоков:
- Трансформатора;
- Выпрямителя.
В силу своих конструктивных особенностей они имели большой вес, но в то же время были одними из самых дешевых, чем и завоевали популярность у владельцев авто. Они и сегодня используются достаточно часто. В качестве выпрямителя в таких устройствах используется полупроводниковый диод или мост. Особой разницы между этими двумя вариантами не существует, поэтому можно выбрать наиболее удобную для того, сто будет собирать. Единственное отличие состоит в потреблении мощности у второй схемы оно меньше. Что касается стоимости, то реализация зарядки на схеме с диодным мостом обойдется дороже и будет более сложной в производстве.
Кроме рассмотренных элементов ЗУ оснащается:
- Выключателем;
- Амперметром.
Последний необходим для контроля за параметрами тока и подключается при помощи провода со специальными крокодилами.
Но есть и более сложная модификация зарядных устройств – импульсная. Такие устройства обладают рядом преимуществ одним из них является наличие надежной электронной защиты от КЗ, скачков напряжения в сети и переполюсовки. Их схема основана на инверторных преобразователях, что позволило значительно уменьшить вес и габариты. Однако, привело к возрастанию стоимости практически в 2 раза.
Выбираем способ зарядки автомобильного аккумулятора
Традиционный
Традиционный способ пользуется популярностью на СТО и в автопарках. Профессиональные устройства данного типа могут заряжать несколько аккумуляторов одновременно. В них есть все необходимые механизмы защиты и дополнительные функции.
Как работают традиционные зарядные устройства для авто? После включения зарядки на батарею подается фиксированный ток. Его значение постепенно снижается в зависимости от уровня напряжения аккумулятора. Этот процесс длится около 10-15 часов и завершается вручную.
Важно! Чтобы избежать перезарядки аккумулятора перед тем, как запустить процесс следует отсоединить аккумулятор от бортовой сети автомобиля.
Автоматический
Автоматический способ идеально подходит в роли гаражного инструмента. Популярность устройств обусловлена компактными размерами и полной автоматизацией процесса. Портативные девайсы могут заряжать акб не только постоянным, но и импульсным напряжением.
Рассмотрим каждый из них. Автоматическая зарядка постоянным напряжением проходит в три этапа:
Зарядное устройство подает фиксированный ток, значение которого постепенно снижается пропорционально увеличению напряжения автомобильного аккумулятора. Данный этап длится до напряжения 14,8 В.
На втором этапе выходное напряжение стабилизируется при значении 14,8 В и в течении 2-х часов зарядным устройством подается низкий ток.
При переходе на следующий этап постоянное напряжение понижается до 13,8 В, что позволяет полностью зарядить аккумулятор, исключая возможность перезарядки.
Что ж такой девайс полностью восстанавливает заряд батареи. Процесс зарядки можно проводить прямо на автомобиле без необходимости в отключении.
Зарядка импульсным напряжением отличается от предыдущего варианта возможностью восстановить аккумулятор. Такой девайс проводит более сложную процедуру:
Сначала тестируется состояние батареи.
При обнаружении проблем начинается восстановление (десульфация).
Далее по порядку идут этапы зарядки:
- Зарядка пониженным значением зарядного тока (около 50% от номинала)
- Зарядка в импульсном режиме (продолжается до 90% максимальной емкости акб)
- Выдержка под постоянным током (100% номинального)
- Зарядка максимальным значением тока до 100%
- Повторная выдержка при постоянном напряжении 13,8 В
Как и в предыдущем случае, работа автоматического зарядного устройства с импульсным напряжением гарантирует 100% зарядку и исключает перегрузку. Что касается полного цикла, то он может занять около 8-10 часов (если нет необходимости в восстановлении).
Особенности его изготовления
- Электрический паяльник, мощность которого примерно 100 Ватт;
- Кислоту для пайки и припой;
- Пластину из текстолита для монтажа прибора;
- Трансформатор мощностью от 1500 Ватт;
- Вентилятор для охлаждения, подходит от компьютера;
- Мощные диоды с током от 100 Ампер;
- Электродрель и набор свёрл;
- Провод для подключения к сети 220 Вольт;
- Кабель для подсоединения к аккумулятору, его сечение должно быть не менее 10 мм2;
- Кабельная продукция для обмоток;
- Зажимы для этого кабеля, желательно быстросъёмные;
- Набор болтов и гаек для крепления монтируемых деталей.
Можно установить вольтметр и амперметр, но это по желанию изготовителя. Наибольшие трудности поджидают при выборе или изготовлении понижающего трансформатора. Желательно приобрести готовое изделие, но при наличии опыта и материалов, можно попытаться изготовить его самостоятельно. Главное правильно подобрать сечение сердечника трансформатора, которое должно быть не менее 250 мм2.
Для этих целей хорошо подходит ЛАТР большой мощности. Можно использовать статор сгоревшего электродвигателя, мощность которого может быть от 2 кВт. Перед началом намотки сетевой обмотки, сердечник нужно изолировать несколькими слоями лакоткани и только после этого можно начинать наматывать первый слой обмотки. Число витков её может быть от 200 до 300 витков, это зависит от сердечника будущего трансформатора. Обмотку располагают тремя слоями, с изоляцией каждого слоя.
Намотанную обмотку обязательно проверяют включением в сеть 220 Вольт, и измеряют потребляемый ток. Он должен быть в пределах 200 – 280 мА. При необходимости его корректируют подбором витков. Трансформатору следует дать некоторое время поработать, чтобы проверить степень его нагрева. Если нагревание не происходит, наматывают вторичную обмотку. Перед этим также тщательно изолируют сердечник.
Для вторичной обмотки нужен провод сечением от 10 мм2, число витков примерно от 15 до 20, подбирается экспериментально, чтобы напряжение на выходе было примерно 16 Вольт. Силовые диоды нужно устанавливать обязательно на радиаторы для их охлаждения. Все детали монтируют на пластине из текстолита. В готовом корпусе монтируют вентилятор для охлаждения, а также измерительные приборы.
Мы постарались ответить на интересующий вас вопрос о том, как сделать пуско зарядное устройство для автомобиля своими руками. Рассмотрена самая простая схема такого прибора, однако при пользовании им, следует соблюдать определённые правила, чтобы не вывести из строя раньше времени аккумуляторную батарею или радиоэлектронные изделия, установленные в машине.
Регулировка пускового устройства карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Цель регулировки — установка пусковых зазоров («А», «Б») для обеспечения нормальной работы системы пуска и как следствие уверенного и стабильного запуска холодного двигателя.
Зазор «Б», между кромкой дроссельной заслонки и стенкой первой камеры карбюратора, появляется при полностью вытянутой ручке «подсоса», и закрытой воздушной заслонке (пусковое устройство взведено и готово к работе).
Зазор «А», появляется при запуске двигателя и срабатывании диафрагменного механизма пускового устройства между кромкой воздушной заслонки и стенкой первой камеры.
При возникновении неисправности пускового устройства или неверной его регулировке вполне возможно, что холодный двигатель автомобиля не запустится или запустится, но с трудом, будет «заливать» свечи зажигания.
— Шлицевая отвертка (3мм)
— Рожковый ключ (7мм)
— Рожковый ключ (8мм)
— Рахометр (мультиметр, автотестер работающие в режиме тахометра)
Для проведения регулировки не снимая карбюратор с двигателя.
Если тахометра нет, можно попробовать провести регулировку на слух, но это в том случае, если вы уже имели дело с регулировкой и настройкой карбюраторов и можете различить 3000 оборотов в минуту двигателя и 3500 оборотов в минуту. Такая регулировка в принципе возможна, но будет весьма приблизительной. Проще провести регулировку пускового устройства со снятием карбюратора с двигателя.
— Набор круглых щупов или отрезки проволоки
Диаметром 0.85, 1.0, 1.1, 2.5, 2.7, 3.0 мм в зависимости от модели карбюратора.
Перед регулировкой проводим проверку , вдруг пусковое устройство в порядке и мы зря на него грешим.
Проверка работы пускового устройства карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
1. Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра.
2. Полностью закрываем воздушную заслонку , вытянув «подсос».
3. Помощник запускает двигатель, а мы смотрим на карбюратор сверху.
Если пусковое устройство карбюратора исправно, то во время пуска (после первых вспышек) оно будет приоткрывать воздушную заслонку на небольшой угол (пусковой зазор).
Пусковой зазор «А» у кромки воздушной заслонки
Если такого явления вы не наблюдаете, то вывода всего два — либо пусковое устройство не отрегулировано, либо прохудилась его диафрагма.
Можно принять во внимание еще такие версии — не до конца завернуты винты крепления крышки пускового устройства, плоскость крышки деформирована по каким-то причинам и не плотно прилегает к корпусу устройства чем и разгерметизирует всю систему.
Регулировку проводим как указано ниже, винты затягиваем, диафрагму меняем, крышку шлифуем или меняем на новую.
Подготовительные работы
Регулировку проводим на не прогретом двигателе.
— Снимаем корпус воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра на двигателе ВАЗ 2108
Регулировка пускового устройства карбюратора Солекс без снятия его с двигателя
— Подключаем тахометр
Порядок подключения тахометра
Если есть тахометр, встроенный в щиток приборов панели, то можно использовать его.
— Вытягиваем до упора рукоятку привода воздушной заслонки карбюратора («подсос»)
Воздушная заслонка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс полностью закрыта (вид на карбюратор сверху)
Воздушная заслонка полностью перекрывает сечение первой камеры карбюратора.
— Запускаем двигатель
— Нажимаем на край воздушной заслонки карбюратора отверткой и приоткрываем ее на 1/3 (30 0 )
Приоткрываем воздушную заслонку карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс приблизительно на 30 градусов (1/3)
— Вращаем регулировочный винт
Рожковым ключом на 7 мм вращаем регулировочный винт положения (приоткрытия) дроссельной заслонки под рычагом управления воздушной заслонкой и устанавливаем частоту вращения коленчатого вала двигателя 3200 — 3400 оборотов в минуту.
Винт приоткрытия дроссельной заслонки первой камеры карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Отпускаем воздушную заслонку
— Вращаем другой регулировочный винт
Вращаем шлицевой отверткой регулировочный винт пускового устройства, ослабив ключом на 8 мм его контргайку и уменьшаем частоту вращения до 2800 — 3000 оборотов в минуту.
Регулировочный винт пускового устройства карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Удерживая винт отверткой затягиваем контргайку
Регулировка пускового устройства на снятом карбюраторе
Перед поведением регулировки следует напомнить, что на карбюраторе 2108, 21081, 21083 «Солекс» при полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первой камеры должна быть слегка приоткрыта, второй камеры полностью закрыта.
— Снимаем корпус воздушного фильтра
Снятие корпуса воздушного фильтра на двигателе ВАЗ 2108
— Снимаем карбюратор с двигателя
— Закрываем воздушную заслонку
Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до упора (воздушная заслонка полностью закрыта).
Воздушная заслонка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс полностью закрыта
— Проверяем пусковой зазор у кромки дроссельной заслонки
Переворачиваем карбюратор. Дроссельная заслонка первой камеры карбюратора должна быть приоткрыта на пусковой зазор.
(измеряем его щупом или проволокой).
Дроссельная заслонка второй камеры полностью закрыта.
Пусковой зазор «Б» кромки дроссельной заслонки
Пусковой зазор «В». Карбюратор 2108 — 0.85 мм , 21081 — 1.0 мм , 21083 — 1.1 мм .
— Регулируем пусковой зазор регулировочным винтом
Вращаем его или рожковым ключом на 7 мм, или шлицевой отверткой (3 мм).
Винт регулировки приоткрытия дроссельной заслонки первой камеры карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Перемещаем шток пускового устройства
Нажимаем отверткой на шток пускового устройства утопив его во внутрь корпуса, при этом полностью закрытая воздушная заслонка должна приоткрыться на определенный зазор.
— Замеряем его щупом или проволокой
На изображении — карбюратор 21083 «Солекс» перед нажатием на шток пускового устройства.
Карбюратор 2108, 21081, 21083 Солекс перед нажатием на шток пускового устройства
На изображении карбюратор 21083 «Солекс» после нажатия на шток пускового устройства.
Карбюратор 2108, 21081, 21083 Солекс после нажатия на шток пускового устройства
Зазор воздушной заслонки «А». Карбюратор 2108 — 3 мм , 21081 — 2.7 мм , 21083 — 2.5 мм .
— Регулируем зазор вращая шлицевой отверткой винт в крышке пускового устройства
Предварительно ослабляем его контргайку рожковым ключом на 8 мм.
Винт заворачиваем (по часовой стрелке) — зазор уменьшается, отворачиваем (против часовой стрелки) — зазор увеличивается.
Регулировочный винт пускового устройства
Устройство, назначение, принцип действия системы пуска карбюратора 2108, 21081, 21083 «Солекс» описаны на странице «Пусковое устройство карбюратора Солекс».
Видео «Как собрать регулируемое ПЗУ»
Пользователь valeriyvalki подробно рассказал о процедуре сборки регулируемого ПЗУ с описанием всех особенностей и компонентов, которые применялись для разработки.
Заряжать новый аккумулятор или нет: азбука автомобилиста
Необслуживаемый аккумулятор в обслуживании: секреты зарядки
Мастер-класс по изготовлению пускового устройства для авто своими руками