Kservistorg.ru

Все о бытовой технике
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синхронизатор (фотография)

Способы синхронизации [ править | править код ]

С течением времени способы синхронизации вспышек с затвором претерпели значительные изменения. Магниевые фотовспышки синхронизировались вручную, благодаря длинным выдержкам. Вспышка поджигалась сразу же после открытия доступа света и начала ручной выдержки, а после срабатывания вспышки затвор закрывался. Для низкочувствительных фотоматериалов тех лет, длинные выдержки были общеприняты, и автоматическая синхронизация не требовалась.

Появление высокочувствительных фотоматериалов, позволяющих вести в помещении съёмку с моментальными выдержками без штатива, совпало по времени с изобретением одноразовых баллонов с электрическим поджигом, пригодных для автоматической синхронизации [1] . Первые синхроконтакты выполнялись в виде отдельного устройства — синхронизатора, соединявшегося со вспышкой и спусковой кнопкой фотоаппарата [2] . Замыкание контактов происходило при нажатии на кнопку одновременно со срабатыванием затвора. Достоинством такого способа была доступность съёмки со вспышкой для аппаратуры, не оснащённой встроенным синхроконтактом [3] . Однако, точность такой синхронизации была невысока, иногда приводя к появлению пропущенных кадров, снятых без вспышки.

Постепенно синхроконтакт стал частью конструкции затворов. В этом случае контакты замыкаются движущимися деталями затвора при его срабатывании. Соединение со вспышкой осуществлялось двумя проводами, каждый из которых подключался к затвору своим штырьковым разъёмом. Со временем два отдельных провода заменили двухжильным кабелем, а парные разъёмы уступили место одному коаксиальному типа «PC» (Prontor-Compur).

Однако, проводное соединение было недостаточно надежным и кабель мешал при репортажной съёмке, поэтому к 1950-м годам провод исключили из конструкции накамерных вспышек, благодаря появлению центрального контакта «горячего башмака». Тем не менее, выносные вспышки продолжали подключать к фотоаппарату кабелем. Синхрокабелем оснащается большинство современных студийных электронных вспышек. Он подключается к вспышке, как правило разъёмом типа «Джек», а к фотоаппарату коаксиальным разъёмом «PC». Это наиболее традиционный и самый надёжный способ синхронизации. Недостатки: фотограф ограничен длинной кабеля, мещающего другим участникам съёмки. Кроме того, электрическое сопротивление слишком длинного кабеля может сделать работу синхроконтакта невозможной.

Световая ловушка [ править | править код ]

Необходимость синхронизации вспышек, расположенных на большом удалении от камеры привела к попыткам разработать беспроводные способы, первый из которых основан на резком изменении освещённости при срабатывании ведущей вспышки, установленной на фотоаппарате. К цепи поджига ведомой вспышки подключается устройство с безынерционным фотодиодом, реагирующим на передний фронт импульса ведущей вспышки, но не воспринимающим плавные колебания света. Таким образом можно добиться устойчивого срабатывания любого количества ведомых (англ.  Slave ) вспышек от импульса ведущей. Светосинхронизатор, или «световая ловушка», выполненная в виде съёмного блока, подключается к синхрокабелю вспышки. Со временем, светосинхронизаторы стали встраиваться в большинство серийных вспышек, например «Nikon Speedlight SB-26». В СССР световыми ловушками оснащались вспышки «ФИЛ-101» и некоторые другие [4] .

Современные студийные вспышки штатно оснащаются светосинхронизатором, сокращая количество проводов в студии. Главным недостатком технологии считается невозможность одновременной работы в одном помещении нескольких фотографов, поскольку ведомые вспышки в этом случае будут срабатывать на световые импульсы каждого из них [5] . Системные вспышки для цифровых фотоаппаратов запускают светосинхронизатор слишком рано, поскольку он реагирует на предварительный измерительный импульс, излучаемый до открытия затвора. Для устранения проблемы современные световые ловушки, выпускающиеся в виде отдельного блока, снабжаются задержкой срабатывания [6] . Как правило, задержка может работать в нескольких режимах: фиксированное запаздывание (как правило, 50 миллисекунд) или срабатывание от второй, третьей или четвёртой вспышки ведущего прибора.

ИК-трансмиттер [ править | править код ]

Более прогрессивным способом беспроводной синхронизации стал инфракрасный канал, при помощи которого передаётся кодированное сообщение о срабатывании затвора. В этом случае случайное срабатывание от посторонней вспышки исключается, так как разными ИК-передатчиками может использоваться различная кодировка команд. Инфракрасный трансмиттер соединяется с синхроконтактом фотоаппарата кабелем или крепится на горячий башмак, при срабатывании затвора испуская модулированное соответствующим кодом сообщение такому же приёмнику, установленному на вспышке. С конца 1980-х годов системные фотовспышки ведущих производителей фотоаппаратуры начали штатно оснащаться приёмником инфракрасного сигнала трансмиттера. Наиболее известны системы Canon Speedlite и Nikon Speedlight, допускающие дистанционный запуск любого количества внешних вспышек [7] . Большинство устройств позволяют работать на трёх или четырёх независимых каналах, предотвращая нежелательные ошибки при работе нескольких фотографов.

В системе Canon кроме вспышек до недавнего времени выпускался трансмиттер ST-E2, предназначенный для установки в башмак и запуска выносных системных вспышек [8] . Аналогичными функциями обладают топовые модели вспышек этой же системы, постепенно полностью заменившие на рынке слишком дорогой трансмиттер. Кроме функции синхронизации перечисленные системы осуществляют по инфракрасному каналу обмен данными, поддерживая автоматическое управление экспозицией с её измерением через объектив. Простейший вариант инфракрасного триггера синхронизации используется с большинством студийных вспышек, штатно оснащаемых кроме простой световой ловушки инфракрасным портом. Наиболее серьёзным недостатком технологии считается сравнительно небольшая дальность работы таких систем, ограниченная соображениями безопасности инфракрасного излучения для зрения. В помещении уверенная синхронизация достигается на расстояниях не более 30—40 метров, а на открытом воздухе эта дистанция ещё меньше. Кроме того, работе системы мешают посторонний свет и непрозрачные препятствия.

Радиосинхронизатор [ править | править код ]

Радиосвязь в значительно меньшей степени зависит от оптических особенностей среды, более надёжно работая в большинстве съёмочных ситуаций. Система радиосинхронизатора состоит из передатчика, который соединяется с синхроконтактом фотоаппарата, и приемника, присоединяемого к вспышке. Один трансмиттер может запускать неограниченное количество вспышек, с каждой из которых должен быть состыкован приёмник. При этом установка вспышки на фотоаппарате необязательна. Наиболее совершенные радиосинхронизаторы кроме команды на запуск передают данные об экспозиции, поддерживая экспоавтоматику системных вспышек [5] . Кодирование запускающего сигнала позволяет «разводить» системы вспышек, установленные разными фотографами, по разным каналам. На крупных спортивных мероприятиях, где одновременно ведут съёмку несколько десятков репортёров, в пресс-центре обычно вывешивается список занятых каналов радиотрансмиттеров.

Радиосинхронизаторы имеют значительно большую рабочую дальность, надёжно запуская вспышки даже на крупных стадионах. Им не страшны препятствия и не требуется прямая видимость. Недостатком синхронизации по радио считается запаздывание срабатывания ведомой вспышки, проявляющееся в наиболее дешёвых моделях. Это выражается в невозможности съёмки на пределе синхронизации затвора, допуская только сравнительно длинные выдержки в 1/30—1/60 секунды [9] . Другой проблемой является недостаточная помехозащищённость, приводящая к случайным срабатываниям от автомобильных сигнализаций и других устройств, работающих на совпадающих частотах [5] .

Синхронизация студийных импульсных приборов с работой затвора фотокамеры

Чтобы импульс света студийного прибора или накамерной вспышки освещал объект съемки именно в тот промежуток времени, когда затвор камеры находится в полностью открытом положении, затвор и импульсное устройство должны быть синхронизированы. В общем случае это означает, что в тот момент, когда затвор открывается, камера должна подавать на вспышку сигнал, который служит для ее запуска. В камерах со шторно-щелевым затвором в момент полного открывания первой шторки происходит замыкание специального микроконтакта, который имеет выход на корпусе камеры или на «горячем башмаке» на ее верхней панели. Многие камеры сейчас также имеют режим синхронизации по второй шторке, когда сигнал запуска вспышки поступает в момент, предшествующий началу движения (закрывания) второй шторки. C камерах с центральным затвором замыкание контакта происходит в момент, когда лепестки только что полностью раскрылись. В электронных камерах вместо механического замыкания контакта цепи запуска вспышки происходит электронная коммутация цепи.

Читайте так же:
Смартфон galaxy s7 синхронизация контактов

В настоящее время используются три типа синхронизации затвора со студийными импульсными приборами – проводная, синхронизация по радиоканалу, синхронизация по импульсу светового или ИК-излучения.

Проводная синхронизация

Проводная синхронизация является одним из самых первых видов синхронизации. Она использовалась в классической пленочной фотографии еще тогда, когда вместо электронных импульсных ламп фотографы применяли одноразовые стеклянные колбы, заполненные магниевой фольгой, которая поджигалась с помощью электрического разряда.

Проводная синхронизация является самым дешевым и во многих случаях – самым удобным и надежным способом запуска одиночного импульсного прибора. Для ее реализации требуется только специальный шнур, соединяющий гнездо синхронизации камеры с соответствующим гнездом прибора. При работе с одним осветительным прибором надежность синхронизации зависит от качества кабеля и ограничена его длинной. Стандартный кабель имеет длину 5 метров. Существуют и 10-метровые кабели, которые толще и дороже 5-метровых, поскольку с увеличением длины повышаются требования к сопротивлению и качеству изоляции. При удалении камеры от прибора на расстояние более 10 метров надежность «поджига» вспышки по кабелю падает, а сложности растут. Тем более что осветительные приборы по одному используются редко. Если же с помощью кабеля нужно синхронизировать несколько студийных вспышек, то потребуется устройство, называемое «разветвителем». Таким образом несложно синхронизировать 3-4 прибора, расположенных недалеко друг от друга. Однако при увеличении количества вспышек схема коммутации усложняется, и надежность проводной синхронизации уменьшается.

Все современные студийные приборы имеют световые «ловушки», которые могут запускать прибор под действием внешней вспышки, поэтому в большинстве случаев достаточно синхронизировать кабелем только один прибор («ведущий» или Master), а остальные («ведомые» или Slave) могут синхронизироваться автоматически. Правда, для этого они должны находиться в прямой видимости и не очень далеко от ведущей вспышки.

Синхронизация по световому или ИК-импульсу

Синхронизация по световому или ИК-импульсу основана на применении «ловушек» — встроенных или отдельных устройств, регистрирующих импульс установленной на камере вспышки или ИК-синхронизатора (флэш-трансмиттера). Флэш-трансмиттер представляет собой маломощную вспышку, на излучатель которой надет темно-красный ИК-фильтр. Фотоэлементы «ловушек» чувствительны и к лучам видимого спектра, и к ИК-излучению, поэтому для запуска «ведомых» вспышек годятся оба типа устройств. Однако обычная вспышка иногда может давать нежелательную тень или изменять характер освещения. Поэтому при съемке с близкого расстояния предпочтительнее пользоваться флэш-трансмиттерами. По сравнению с проводной синхронизацией, использование маломощных вспышек и ИК-синхронизаторов дает фотографу большую свободу при передвижении по студии. Однако у этого типа синхронизации есть три недостатка, которые ограничивают область его применения.

Во-первых, синхронизация с помощью светового и, особенно, ИК-импульса не очень надежна при ярком освещении.

Во-вторых, если фотограф при съемке находится далеко от установленных им осветительных приборов (например, при показе моделей в концертном зале), то мощности ИК-синхронизатора или встроенной вспышки будет явно недостаточно для «поджига». В этом случае запускающим сигналом может служить импульс мощной накамерной вспышки.

В-третьих, устройства синхронизации по световому и ИК-импульсу не обеспечивают узкой избирательности и не способны, поэтому, отличить «свой» импульс от чужого. Если рассматривать уже приведенный пример со съемкой на показе мод, то при работе нескольких фотографов с накамерными вспышками «ловушки» будут реагировать на все импульсы без исключения. И в результате может оказаться, что в тот момент, когда на спуск нажмет хозяин студийных осветителей, они не будут готовы к работе.

Всех этих недостатков лишена синхронизация по радиоканалу.

Синхронизация по радиоканалу

Комплект аппаратуры для синхронизации вспышек по радиоканалу состоит из передатчика, который присоединяется к синхроконтакту камеры, и одного или нескольких приемников, которые соединяются с синхровходом вспышек. Эта аппаратура позволяет производить синхронизацию вспышек независимо от уровня освещения и на значительном удалении от камеры. Еще одним преимуществом радиосинхронизации является то, что она может осуществляться по разным частотам. Приемные и передающие устройства ведущих производителей имеют переключатели каналов. Таким образом, если в одной студии ведется одновременная съемка на двух рабочих местах, то при настройке на разные частоты их радиосинхронизаторы не будут мешать работе соседа. В рассмотренном ранее примере выездной съемки на показе мод применение радиосинхронизации также способно решить проблему одновременной работы нескольких фотографов и нескольких комплектов осветительного оборудования.

Слабой стороной радиосинхронизаторов, как и большинства радиоустройств, является их подверженность действию помех от других источников радиоизлучения. Так, например, дешевые радиосистемы, имеющие широкий спектр излучения, могут «хватать» сигналы от многих устройств, работающих на этих частотах. Нередки случаи, когда приемники реагируют на работу мобильных телефонов или дают ложные сигналы при близко расположенных системных блоках компьютеров. Дорогие профессиональные системы лишены этих недостатков, но их стоимость в несколько раз превышает стоимость бюджетных радиосинхронизаторов.

Одним из немногочисленных недостатков радиосистем является то, что они накладывают ограничение на длительность выдержки, при которой возможна съемка. Это вызвано тем, что сигнал синхронизации поступает на вход осветительного прибора с некоторой задержкой, обусловленной наличием в конструкции приемника и передатчика элементов, обладающих определенной инерцией. Получается, что к моменту прихода синхроимпульса на вход вспышки затвор камеры уже какое-то время находится в открытом состоянии. И если затвор начнет закрываться еще до того как закончится импульс, то пленка или матрица фотокамеры не получат нужной экспозиции. Поэтому при работе с радиосистемами фотографы вынуждены пользоваться более длительными выдержками, чем при работе с другими типами синхронизаторов. При этом чем дороже и качественней система, тем выше значение минимальной выдержки, при которой возможна съемка.

Совместимость синхронизаторов с разными марками зеркальных фотоаппаратов

Коаксиальное гнездо для подключения синхрокабеля (ISO 519 standard terminal), которое еще лет 20 назад было обязательным атрибутом каждой пленочной зеркалки, в настоящее время имеют только профессиональные камеры. Поэтому для обеспечения синхронизации по кабелю на «горячий башмак» камеры, не имеющей такого гнезда, необходимо надеть специальный адаптер, к которому и подключается синхрокабель.

Камеры разных производителей, за одним исключением (Minolta-Sony), имеют стандартные размеры «башмаков», но расположение и назначение контактов на площадке у них разные. Поэтому накамерные вспышки могут работать в TTL- режиме только на площадках своего типа. И лишь синхроконтакт на всех «башмаках» расположен одинаково. Вот почему для синхронизации по кабелю камер разных марок можно пользоваться одним и тем же адаптером, который обязательно должен быть в арсенале каждой студии.

Камеры Konica Minolta и зеркальные камеры Sony Alfa имеют «горячий башмак» нестандартного типа и размера. Поэтому для них должны приобретаться специальные адаптеры с гнездами ISO 519 . Однако таковых, увы, компания Konica Minolta не выпускала. Не выпускает ничего подобного и продолжающая ее традиции компания Sony. Впрочем, Konica Minolta до своего ухода из фотобизнеса выпустила всего лишь две цифровые зеркальные камеры — D7 и D5. Причем, у более продвинутой модели D7 коаксиальный синхроконтакт ISO 519 имелся, поэтому при съемках в студии она без проблем могла подключаться к синхрокабелю. Компания Sony пока выпускает только одну модель DSLR – A100, которая позиционируется как камера начального уровня. Нет сомнения, что на моделях более высокого уровня также будет установлен классический синхроконтакт. Хотя более мудрым было бы решение перейти также и к стандартному «башмаку».

Читайте так же:
Регулировка яркости подсветки магнитолы

Тому же, кто уже купил Sony A100 и хочет попробовать использовать ее для съемки в студии, можно порекомендовать попытаться найти в продаже адаптер Minolta FS-1200, который в нижней части имеет посадочное место под «башмак» Minolta, а в верхней – стандартный башмак, в который могут устанавливаться синхронизаторы любого типа, либо еще один адаптер, имеющий коаксиальный синхроконтакт.

clip_image001
На рисунке – переходник с «горячего башмака» Minolta на стандартный — Minolta FS-1200.

Синхронизация фотоаппаратов, работающих с предвспышкой

До последнего времени синхронизация студийных импульсных приборов с компактными цифровыми камерами, не имеющими «горячего башмака», представляла массу проблем. Единственно возможным видом синхронизации в этом случае могла быть синхронизация по импульсу встроенной вспышки. Но дело в том, что у компактных камер встроенные вспышки перед основным импульсом генерируют маломощный «оценочный» импульс, необходимый для точного определения энергии вспышки и экспозиционных параметров. Световые же «ловушки», установленные на студийных приборах, естественно, «не знают», что первый импульс не является рабочим и запускают приборы именно по нему. В результате в момент срабатывания затвора студийные приборы оказываются разряженными.

Гранды мирового «вспышкостроения» на эту беду обладателей цифровых «мыльниц» внимания не обращают, поэтому на помощь фотолюбителям пришла компания REKAM, которая выпустила приборы, имеющие специальный режим для работы с компактными камерами. Вспышки, входящие в набор REKAM Digital Mini-Light Kit, могут запускаться не от первого, а от второго импульса. А приборы REKAM Opus Digi или RAYLAB серий Sprint и Etalon имеют также режим синхронизации не только с первым или вторым, но и с третьим импульсом. Это необходимо, поскольку у некоторых моделей вспышка генерирует не один, а два предварительных импульса.

Выбор внешней вспышки. Коротко о главном.

Многие фотолюбители, насытившись всеми «прелестями» встроенной вспышки рано или поздно озадачивается выбором вспышки внешней. В этой статье я приведу краткие рекомендации, которые, вероятно, помогут вам купить такую внешнюю вспышку, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.

В первую очередь нужно осознавать, для чего на самом деле нужна внешняя вспышка. Вероятно, начитавшись статей в Интернете, вы уже знаете, что внешняя вспышка обладает большим ведущим числом, то есть, мощнее встроенной и имеет больший радиус действия. Это безусловный плюс, но не главный. Главное достоинство внешней вспышки – она позволяет снимать не в прямом, а в отраженном свете, который обеспечивает более плавное заполнение помещения светом и делает светотеневой рисунок более художественным, чем прямое освещение (вспышка в лоб).

Внешние вспышки бывают разных классов и стоят они по-разному. Бывает даже так, что вспышка стоит дороже камеры. Чем обусловлена такая разница в цене? Неужели только ведущим числом? Нет, есть другие немаловажные параметры, о которых пойдет речь ниже.На что нужно обращать внимание, выбирая вспышку?

Голова вспышки

Голова вспышки должна поворачиваться. Причем, не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Это дает большую свободу в выборе отражающей поверхности – ведь свет вспышки можно отражать не только от потолка, но и от стены. Также возможность поворота головы вспышки в горизонтальной плоскости незаменима, если нам нужно снимать вертикальные кадры, отражая свет от потолка.

Ведущее число

Ведущее число – важный, но не критичный параметр. Современные вспышки профессионального класса имеют ведущее число 50-60 (что примерно соответствует эффективной дальности действия 25-30 метров и больше) . На самом деле это востребовано только при съемке в очень больших помещениях с телеобъективом. Для большинства сюжетов достаточно вспышки с ведущим числом 25-30, в т.ч. для свадебной фотографии. Недостаток ведущего числа легко компенсируется повышением ISO, что для большинства современных камер не проблема.

Режимы «ведущая» и «ведомая»

Внешние вспышки могут работать отдельно от камеры. Можно создавать световые схемы, в которых участвует несколько вспышек. При этом одна вспышка ведущая (master), остальные – ведомые (slave). Функцией ведущей обладают, как правило, только вспышки верхнего ценового диапазона. В них встроен радиопередатчик, который подает остальным вспышкам команду на срабатывание. Если в ваших планах есть съемка с использованием сразу нескольких вспышек, одна из них должна уметь быть «ведущей».

Еще один способ использовать сразу несколько вспышек – это световая синхронизация. Для работы с ней нужно, чтобы дополнительные источники света имели «световую ловушку» — устройство, которое реагирует на внешний световой импульс и заставляет источник света срабатывать синхронно с ним. Такой способ синхронизации достаточно широко используется при студийной съемке, в качестве освещения используются моноблоки — мощные импульсные источники света, работающие от электрической розетки. Что делать, если у вспышки нет функции «master»? Означает ли это, что она непригодна для профессиональной съемки? Нет, не означает. При установке на камеру она ведет себя точно также как и более дорогая модель. Один в один! Более того, ее можно снять с камеры, установить на отдельный штатив и «поджигать» с помощью радиосинхронизатора – спаренного устройства, состоящего из передатчика и приемника. Передатчик ставится на горячий башмак камеры, приемник подключается к вспышке. Некоторые вспышки имеют встроенную световую ловушку, для них «мастером» может выступать даже встроенная вспышка!

Диапазон фокусных расстояний

Возможно, звучит странно, но эта характеристика у вспышки тоже есть! Вспышка умеет менять угол рассеивания света в зависимости от фокусного расстояния объектива. Это позволяет при съемке с длиннофокусным объективом использовать более узкий и направленный пучок света и не тратить энергию на освещение всего помещения. Большинство вспышек поддерживают зумирование в диапазоне 24-105 мм. Иногда имеется широкоугольный рассеиватель, который обеспечивает равномерное освещение кадра при съемке на фокусном расстоянии 16-17 мм.

Выдвижной отражатель (белая карта)

Вспышки подороже помимо широкоугольного рассеивателя имеют выдвижной отражатель. Он используется при съемке со вспышкой в потолок. При этом часть светового потока отражается от отражателя и подсвечивает тени, под бровями и подбородком. Также наличие белой карты добавляет блик в глазах модели, делая их более выразительными и «живыми». Отсутствие выдвижного отражателя – не критичный недостаток. Он может быть заменен самодельным, либо просто визиткой, которая крепится к голове вспышки при помощи резиночки.

Быстрая синхронизация

К числу дополнительных полезных функций можно причислить быструю синхронизацию. Обычно минимальная выдержка срабатывания вспышки ограничена 1/200…1/250 секунды. Это связано со спецификой работы затвора зеркальной камеры. При более короткой выдержке шторка затвора открываются не полностью, а выглядит как узкая «щель».

Эта «щель» пробегает сверху вниз и последовательно засвечивает сенсор.Эта ограничивает применимость вспышки при съемке на улице в солнечный день для смягчения теней. Чтобы растянуть выдержку до 1/250 секунды, можно прикрыть диафрагму, но это увеличит ГРИП – это не всегда на пользу. Однако, если вспышка умеет искусственно «растягивать» длительность импульса на то время, когда «щель» пробегает вдоль матрицы, становится возможна съемка на более коротких выдержках. Это и называется быстрой синхронизацией.

Синхронизация по первой и второй шторке

У большинства внешних вспышек можно настроить тот момент, когда она будет срабатывать – по открытию затвора или по его закрытию. При съемке статичных сюжетов разницы нет никакой, но при съемке динамики разница кардинальная – по первой шторке шлейф от движения объекта направлен вперед, по второй шторке – назад. Это может дополнительно подчеркнуть динамику.

Читайте так же:
Как отрегулировать окна из алюминия

Оригинал или неоригинал?

Традиционно считается, что лучше покупать вспышки оригинальные. При этом гарантируется 100% совместимость, которая сэкономит вам массу нервов и, возможно, денег. Представьте себе ситуацию – вы снимаете свадьбу, какой-то ответственный момент, например, первый поцелуй. Вот-вот, он тот самый момент, жмете кнопку и… БАХ! Вспышка «лупит» на полную мощность и безнадежно засвечивает снимок. Если вы используете оригинальную вспышку, вероятность такого неприятного момента стремится к нулю. Неоригинал может подвести. Меня как-то подвел.Из этого можно сделать вывод – если вы занимаетесь выполнением ответственных заказов, я бы однозначно рекомендовал не пожалеть денег и купить оригинальную вспышку. Пусть не такую мощную, как китайская за эти же деньги, но «родную». Окупится!

Для домашней фотосъемки, и неторопливых постановочных фотосессий с большим количеством дублей вполне сгодится и неоригинальная вспышка, благо, сейчас их качество заметно подросло по сравнению с тем, что было на заре моего репортажного фототворчества.

Аккумуляторы или батарейки?

Вспышки работают обычно от 4 элементов питания АА («пальчиковые» батарейки). Я бы рекомендовал сразу приобрести аккумуляторы. Как показывает практика, комплекта аккумуляторов емкостью 2700мА/ч хватает примерно на полторы тысячи срабатываний, иногда больше – зависит от условий съемки. Батарейки садятся заметно быстрее. Если вы не планируете регулярно фотографировать репортаж, вам будет достаточно купить один комплект аккумуляторов и в случае чего, покупать батарейки для подстраховки. Никто не запрещает купить несколько комплектов аккумуляторов, но почти наверняка второй комплект будет использоваться очень редко. Большую часть времени они будут просто лежать и саморазряжаться.

Рекомендую почитать

В Фотоучебнике есть глава «Как фотографировать с внешней вспышкой». В ней более подробно описаны принцип действия и режимы работы внешней вспышки, а также приведены некоторые примеры использования внешней вспышки на практике.

Поддержать проект

Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.

Высокоскоростная синхронизация по шторкам

Быстрая-синхронизация-по-шторкам

Затвор фотоаппарата образован двумя непрозрачными шторками. На небольших скоростях конструкция работает следующим образом. Первая или передняя шторка, перемещаясь за объективом, полностью пропускает свет к матрице на заданный промежуток времени. Спустя 1/30 или 1/125 долю секунды задняя шторка это окно закрывает. Когда на фотоаппарате установлены очень короткие скорости затвора, задняя шторка перекрывает световой поток раньше, чем передняя шторка полностью откроется. Две шторки образуют узкую щель, которая с большой скоростью «пролетает» за объективом. Если фотографировать короткими выдержками на снимке может получиться чёрная полоса, которая является попавшей в кадр шторкой. В режиме высокоскоростной синхронизации фотовспышка включается в момент начала движения первой шторки и продолжает светить короткими импульсами до прекращения движения второй шторки. Вспышка синхронизируется с фотоаппаратом на всё время работы затвора поэтому, в отличие от медленного режима, здесь нет синхронизации по началу или концу движения. Импульсы света в режиме высокоскоростной синхронизации фотовспышки имеют минимальные временные промежутки между собой, поэтому они как бы сливаются в один импульс.

Анонс Profoto AirX Smart-TTL — синхронизация со вспышками для Android-смартфонов

Компания Profoto представляет новое приложение Profoto Camera для Android с технологией AirX Smart-TTL. Ранее подобная технология была доступна эксклюзивно только на смартфонах iPhone, о чем мы подробно рассказывали и тестировали в наших видео. Сегодня возможность синхронизации внешней вспышки с камерой становится доступна и Android смартфонам.

Таким же образом, как в приложении Profoto Camera для iOS, технология AirX обеспечивает полноценную синхронизацию с импульсной лампой вспышки. С новой технологией AirX Smart-TTL можно вести съемку в стиле «навел и снимай» и в режиме автоэкспозиции. Бета-версия приложения Profoto Camera для Android доступна с 1 декабря 2020 г. в магазине приложений Google Play и совместима с источниками света Profoto A10, B10, B10 Plus, C1 и C1 Plus.

В вопросе синхронизации с импульсным источником света главное отличие смартфона от классических фотоаппаратов (зеркальных или беззеркальных) заключается в том, что камерам смартфонов требуется гораздо больший диапазон значений длительности импульса на различных значениях выдержки. Поэтому подобрать длительность и время начала импульса вспышки гораздо сложнее. До недавнего времени попытки синхронизировать импульсные источники света и смартфоны не увенчались успехом – и Profoto стала первой в мире компанией, которая достигла успеха в этом направлении, разработав инновационную технологию “Profoto AirX”(наш репортаж с закрытой презентации из Швеции).

«Это революционное достижение», — рассказывает генеральный директор Profoto Андерс Хедебарк, — «Приход профессиональных вспышек в мобильную фотографию обладает высочайшим потенциалом – наподобие перехода от пленочных камер к цифровым, который однажды всё изменил. Мы верим, что свобода выбора устройства съемки – это следующая ступень развития профессиональной фотографии. Вне зависимости от того, на что Вы снимаете – всё решает свет. И мы хотим, чтобы великолепные снимки можно было сделать вне зависимости от снимающего устройства».

Менеджер по продукту Марко Пирк: «Мы знаем, что некоторым фотографам идея профессиональной фотосъемки на смартфон кажется слегка необычной. Наша философия заключается в том, что мы предоставляем пользователю свободу выбора рабочего инструмента – это может быть как смартфон на iOS или Android, так и зеркальные или беззеркальные камеры ведущих брендов».

Что такое AirX Smart-TTL

Традиционный принцип работы TTL заключается в расчете необходимой мощности вспышки с поправкой на степень освещенности кадра, чтобы результат выглядел естественно. Далее все необходимые поправки работы алгоритма вносит фотограф. Это требует знаний и опыта в области расчета мощности вспышки, установки выдержки, ISO, цветовой температуры и баланса белого. Теперь фотографы смогут легко добиться нужного эффекта на снимке при помощи технологии AirX Smart-TTL, которая предлагает два простых и мощных способа управления творческим видом снимка: контрастность вспышки («Flash Contrast») и температуру вспышки («Flash Warmth») вместе с которыми автоматически рассчитывается необходимая мощность импульса.

Творческие настройки AirX Smart-TTL:

  1. Эффект контрастности вспышки «Flash Contrast». Три предустановки: Natural (натуральная), Balanced (сбалансированная ) или Dramatic(драматичная).

— При выборе предустановки Natural вспышка очень мягко влияет на общий вид снимка, слегка заполняет тени и придает фотографии естественный вид.

— При выборе предустановки Balanced (сбалансированная) вспышка больше влияет на общий вид снимка, придавая ему сбалансированный вид между постоянным и импульсным светом.

— При выборе предустановки Dramatic(драматичная) вспышка сильно влияет на снимок, становясь основным источником света и «заваливая» тени.

  1. Эффект температуры вспышки «Flash Warmth»: Cold (холодная), Neutral (нейтральная) или Warm (Теплая).

Алгоритм точно рассчитывает баланс белого, используемый камерой, чтобы убедиться, что итоговая фотография будет «холодной», «нейтральной» (по оттенку светлых тонов) или «теплой».

Алгоритм AirX Smart-TTL от Profoto (заявлен патент) производит эти расчеты, используя по максимуму данные от процессоров смартфона, и применяя методы вычислительной фотографии для определения соотношения между светом в кадре и исходящего светового потока от источника Profoto.

Читайте так же:
Регулировка скорости вращения кулера блока питания

Режим ProMode

Приложение Profoto Camera также предоставляет полный творческий контроль над всеми параметрами – мощность импульса вспышки, цветовая температура, настройки камеры –в режиме работы Pro Mode.

Также поддерживается работа с несколькими источниками света на случай, если необходим полный контроль над снимком.

Profoto приглашает принять участие в бета-тестировании приложения Profoto Camera для Android, чтобы получить обратную связь и максимально улучшить и развить приложение в будущем. Подробную информацию Вы можете получить по адресу: www.profoto.com/camera

Совместимые модели Android-смартфонов:

  • СерияS8
  • Серия S9
  • Серия S10
  • Серия S20
  • Серия Note 9
  • Серия Note 10
  • Серия Note 20

Требуется ОС Android 8 или новее

Совместимые модели продуктов Profoto:

  • Profoto B10
  • Profoto B10 Plus
  • Profoto A10
  • Profoto C1 (LED)
  • Profoto C1 Plus (LED)

Фуд фотография на iPhone и вспышки Profoto A10:

  • Автор
  • Сообщение

Схемы светосинхронизаторов на 2-й импульс. Самые первые

  • Цитата

Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Аналоги деталей: T1 КП307А — 2N5104, 2N5394. DD2 К561ТМ2 — CD4013, HEF4013. DD1 К561ЛН2 — CD4049A, HEF4049B. S2 АОТ110А — 4N33, но можно и 4N35.
Пожалуйста, перед заменой элемента на аналогичный, ознакомьтесь с его даташитом.
Описание, рисунки плат и сейчас еще можно найти здесь http://www.cqham.ru/flash.htm

Re: Схемы светосинхронизаторов на 2-й импульс. Самые первые

  • Цитата

Другая схема, тоже очень известная и много раз повторенная — это схема с сайта Бориса Сомова, автора программы фото на документы «Studio» http://www.dpstudio.ru/equipment.html#FlashCatch

Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Схема светосинхронизатора на двойной импульс работает так:

Изображение

Микросхема 561ЛЕ5 (СD4001) состоит из 4 логических элементов ИЛИ-НЕ. Это означает, что если и на первом входе и на втором входе элемента есть одновременно сигналы одинакового уровня, то на выходе
будет сигнал противоположного состояния. И если на входах сигналы разного уровня, то состояние выхода остается неизменным и низкого уровня. При появлении первого импульса транзистор VT1 открывается и на входах 1 и 2 — устанавливается логический 0, а на выходе 3, как и следует для элемента ИЛИ-НЕ, — логическая 1, т.е. положительное напряжение. Появление лог.единицы на вх.5 запускает одновибратор на DD2 и DD3, на выходе которого появляется логическая единица. И сохраняется, пока не разрядится конденсатор C3, 1 мкФ. Если в этот момент приходит второй импульс, то на входе 5 снова положительное напряжение и на вх.6 тоже сохраняется положительное напряжение. В результате на выходе 4 должно быть низкое напряжение — логический 0. И теперь, поскольку на выходе 4 и, следовательно, на входе 13 имеется логический 0 и входе 12 тоже логический 0 (транзистор открыт вторым импульсом), то на выходе 11 должно появиться положительное напряжение, открывающее тиристор MCR100-6 (SF05G1).

Если второй импульс (логический 0 на вх.12 ) приходит поздно, конденсатор C3 уже разрядился и на входе 13 установилась логическая 1 — положительное напряжение, то на выходе 11 остается логический нуль — поджига по второму импульсу нет. Поджиг по этой схеме возможен только тогда, когда на входах 12 и 13 одновременно присутствуют логические нули.

Попробуйте с фотодиодом на микрофонном входе звуковой карты записать и измерить интервал между первым и вторым импульсом вспышки на вашем фотоаппарате. Возможно, «окно», которое обеспечивает схема и в течение которого должен проскочить второй импульс, слишком короткое по времени.

Работоспособность схемы, т.е. ответ схемы на второй импульс можно проверить, используя запускающую вспышку со стробоскопическим режимом (Canon 580EX, 500EX II, Nikon SB-800, SB-900, Metz-40, -54-,-58, Sigma-500 и другие):
установив количество импульсов — 2 и частоту — 10 Гц и выше. Чем выше частота, тем короче интервалы между импульсами. Например, если ваш синхронизатор начнёт срабатывать на второй импульс, начиная с частоты стробоскопа 23 Гц и выше, то значит, длина «окна» равна 1000 мсек/23=43,5 мсек. И второй импульс, приходящий в период от 0 мсек до 43 мсек будет вызывать срабатывание схемы.
Если второй импульс будет приходить позже, с большим интервалом, — ведомая вспышка не сработает. Т.е. по частоте импульсов стробоскопа можно судить о длине «окна», в течение которого схема синхронизатора готова среагировать на второй импульс ведущей вспышки.
Судя по таблице , составленной Сергеем Моревым, самое маленькое «окно» — 53 мсек допустимо для Canon Ixus 750 и для большей части фотоаппаратов этот интервал составляет 85-100 мсек. Таблица с дополнениями также имеется в сообщении: viewtopic.php?p=23305#p23305
Также можно измерить интервалы импульсов ведущей вспышки, если подключить ногу 3 микросхемы на линейный вход компьютера через резистор примерно 1-5 кОм. На ноге 3 должно быть 2 импульса или столько, сколько делает запускающая вспышка. Записав сигнал в программе Sound Forge, можно измерить расстояние между импульсами.

Изображение

Затем, записав сигнал на ноге 13, можно получить длительность «окна», потому что синхронизатор срабатывает на второй импульс, когда нога 12 «заземлена» транзистором во время второго импульса и пока на ноге 13 напряжение близко к 0 Вольт, если я правильно понимаю эту схему.
Длительность периода, когда на ноге 13 сохраняется напряжение логического нуля, т.е. «окна», определяется величиной конденсатора C3 и резистора R4.
Далее по результатам измерений менять ёмкость и резисторы в обвязке микросхемы, чтобы обеспечить достаточную длительность «окна» на ноге 13. Т.е. нужно обеспечить, чтобы при замыкании 1 и 2 входов на 0, на выводе 4 напряжение падало почти до нуля (логический 0) и сохранялось в течение интервала, большего, чем интервал между первым и вторым импульсом вашего ф/аппарата. Для Canon 350D это больше, чем 62 мсек после первого импульса. Если сделать в этой схеме длительность разрешающего интервала (окна) равной 260 мсек, то с таким синхронизатором будет работать большое количество фотоаппаратов и можно будет синхронизировать ведомые вспышки на выдержках вплоть до 1/4 сек (по второй шторке).

Как проверить работу схемы ?

Сначала проверяем детали, начиная с конца.

Изображение

Проверить исправность тиристора и выходной части микросхемы D1.4 можно так:
1 Тест) подать через резистор 1-10 кОм на управляющий электрод +9 В от батарейки — если вспышка исправна и тиристор исправен, будет поджиг вспышки
2 Тест) Включаем режим по 1 импульсу. Если замкнуть вывод микросхемы номер 12 на землю (или замкнуть коллектор и эмиттер VT1), то тоже должен быть поджиг вспышки.

Если предыдущие тесты прошли успешно, то можно двигаться дальше:
3 Тест) Проверка работоспособности фотодиода и его усилителя. Соединяем управляющий электрод тиристора через резистор 1 кОм с выводом номер 3. Если все в порядке, то вспышка, подключенная к тиристору, будет срабатывать в ответ на срабатывание любой внешней вспышки. Пока не ждем синхронизации ведомой вспышки со встроенной вспышкой фотокамеры. Главное убедиться, что фотодиод и усилитель работоспособны.

Далее, для проверки работоспособности схемы следует временно добавить в схему две кнопки S1 и S2. S1 имитирует работу фотодатчика, а S2 — работу одновибратора D1.2+D1.3

Изображение

При нажатой кнопке S2 каждое нажатие на кнопку S1 будет вызывать поджиг вспышки.
Далее, если одновибратор DD2+DD3 исправен, и вы будете успевать нажать повторно на кнопку S1 в течение «окна» (S2 должна быть разомкнута), то тогда вспышка будет происходить на каждое второе замыкание S1. Если вспышки нет, то или «окно» маловато и вы медлительны, не успеваете, или есть неисправность схемы.

Читайте так же:
Какая отрасль права регулирует продажи квартир

Вариант схемы Бориса Сомова на двойной импульс, выпускаемый ф. Поиск-Фото под названием СФ-8а «Профессионал», можно приобрести в магазине за сравнительно небольшую цену.

о синхронизации любительского студийного света

Просмотр сообщенияOleg P. (27 Январь 2014 — 22:59) писал:

#4 Oleg P.

Просмотр сообщенияpentajazz (28 Январь 2014 — 00:54) писал:

Просмотр сообщенияАНДРЕЙ Л. (28 Январь 2014 — 06:07) писал:

как-нибудь попробую. Но сомневаюсь, что затвор со своим лагом успеет за моноблоком.

При проведении опытов с 540FGZ обнаружил, что главная проблема HS синхронизации — интеллект вспышки с её предимпульсом (в более менее "тупом" режиме HS на ней выставить невозможно, а моноблоки ловят как раз первый импульс). А может ли помочь с этим менее интеллектуальная вспышка, которая просто даст выставить на камере короткую выдержку?

#5 PIKmaker

Просмотр сообщенияOleg P. сказал:

#6 PIKmaker

#7 Oleg P.

Просмотр сообщенияPIKmaker (28 Январь 2014 — 08:19) писал:

Просмотр сообщенияPIKmaker (28 Январь 2014 — 08:29) писал:

И всё-таки, с простой вспышкой на короткой выдержке камера даст команду на поджиг вспышки или нет?

ПС. Читал вот здесь. Вроде как дешевые моноблоки с их длительностью импульса на коротких выдержках работают как постоянный свет, и главное при этом попасть окном выдержки в промежуток времени горения импульсной лампы. Или я что-то не так понял?

Сообщение отредактировал Oleg P.: 28 Январь 2014 — 09:01

#8 pentajazz

Просмотр сообщенияOleg P. сказал:

Просмотр сообщенияPIKmaker сказал:

Сообщение отредактировал pentajazz: 28 Январь 2014 — 10:42

#9 АНДРЕЙ Л.

  • Пользователь
  • 4 946 сообщений
  • Город: Москва

Просмотр сообщенияOleg P. (28 Январь 2014 — 09:01) писал:

И всё-таки, с простой вспышкой на короткой выдержке камера даст команду на поджиг вспышки или нет?

ПС. Читал вот здесь. Вроде как дешевые моноблоки с их длительностью импульса на коротких выдержках работают как постоянный свет, и главное при этом попасть окном выдержки в промежуток времени горения импульсной лампы. Или я что-то не так понял?

#10 pentajazz

если ваш моноблок горит 1/100 секунды, то будет так:

"При синхронизации по накамерной FP вспышке моноблок загорается в момент начала движения шторки." — цитата .
Добавлю, что если моноблок действительно сам по себе горит довольно долго, мощность его должна быть, скорее всего, неравномерной. Т.е. верх и низ кадра должен быть по-разному освещен. — цитата .

а он горит 1/100 секунды? думаю нет.

Сообщение отредактировал pentajazz: 28 Январь 2014 — 17:54

#11 simple

  • Пользователь
  • 375 сообщений

#12 pentajazz

если уж всерьез заговорили о "теории HSS" и псевдо HSS, то как это коррелирует с

Просмотр сообщенияOleg P. сказал:

пусть топикстартер хотя бы скажет что за комплект, и ссылочку на него.

предполагая, что это такие моноблоки с патроном как на лампах накаливания и световой ловушкой, то ответ на первый вопрос по прежнему "никак".

Сообщение отредактировал pentajazz: 28 Январь 2014 — 20:56

#13 simple

  • Пользователь
  • 375 сообщений

Сообщение отредактировал simple: 28 Январь 2014 — 21:28

#14 Oleg P.

Просмотр сообщенияpentajazz (28 Январь 2014 — 20:55) писал:

возможно даже проще, чем с патроном
Visico VT-300 Unique Kit
отличие — только синхронизатор 16-канальный VC-816.

#15 pentajazz

нууу, это не проще чем с патроном, это покруче
но тем не менее, в характеристиках заявлено.
Длительность импульса: 1/800с-1/1200с.
все, приплыли.

чтобы худо бедно сколхозить псевдо HSS, надо (для пентакса) не короче 1/150 сек.
однако — проверте эту длительность, может врут китаезы, и лампа в моноблоке таки да, горит 1/150 сек.

Сообщение отредактировал pentajazz: 28 Январь 2014 — 22:02

#16 simple

  • Пользователь
  • 375 сообщений

#17 pentajazz

а не на уровне 0,5 — кому оно интересно? экспозиция то уже уползла.

на накамерный вспыхах мощьность регулируется именно длинной импульса.
в студийных по разному.

если топикстартер намеряет на своих моноблоках 1/150 на уровне 0,5, то можно колхозить, если нет — не имеет смысла.

да, вопрос к топикстартеру — а так уж оно ему надо? даже если псевдо (именно псевдо) HSS заработает на крайних значениях мощи, все эти головняки, если мощу добавишь — длительность ументщится, синхра уползет. или приползет.
смысл?

Сообщение отредактировал pentajazz: 29 Январь 2014 — 01:09

#18 simple

  • Пользователь
  • 375 сообщений

Сообщение отредактировал simple: 29 Январь 2014 — 01:50

#19 pentajazz

#20 Maralex

#21 Ambaa baa

Просмотр сообщенияOleg P. (27 Январь 2014 — 22:59) писал:

Это не штатный режим использования.
Студийные вспышки, за парой специально заточенных на высокоскоростную синхронизацию (HSS) штатно это делать не умеют.

Для тех, кто не умеет штатно можно устроить хитрый обман, чтобы их научить.
Это называется. PseudoHSS/HyperSync и еще вроде какое-то третье название. Это такой специальный обман оборудования.

Что нужно для тех вспышек, кто не умеет высокоскоростную синхронизацию, чтобы их научить:

1. Очень плохое качество света, а именно большая длительность импульса. Это как раз очень дешевые модели подходят, в моделях получше длительность импульса, как правило, не маленькая и с ними не удастся использовать этот обман.
2. Запуск на выдержках короче выдержки синхронизации, что можно обеспечить только тогда, когда фотоаппарат "чувствует", что на нем установлена фирменная вспышка. Иначе он просто не выдаст импульс на башмак.
3. Подобрать задержку между срабатыванием вспышки и открытием затвора.

Возможные проблемы (если вообще удастся на вашем оборудовании завести):

Неравномерное экспонирование кадра
Потеря мощности (не весь свет вспышки будет участвовать в экспонировании, будут потери)
Искажения при съемке быстро перемещающихся предметов.

Проще забыть и смириться, что, вообще говоря, студийные вспышки не предназначены для съемки с короткой выдержкой.

Вопрос — а зачем это надо?

Обычно 2 необходимости:

1) "Морозить" быстро перемещающиеся предметы.
2) При съемке при хорошем солнечном освещении при использовании еще и вспышек, чтобы вспышки вообще хоть как-то было видно.

Первая проблема решается хорошими вспышками и затемнением помещения.
Дело в том, что средне-хорошая вспышка освещает кадр весьма недолго. Ну, например, 1/2000 секунды для недорогой вспышки в 300 Дж. А для среднего уровня вспышки Aurora Orion 200, к примеру — даже 1/4500 (а она не заточена, вообще говоря на короткий импульс). Уже не говоря, что существуют вспышки, специально заточенные на короткий импульс (там и 1/10 000 запросто). Все остальное время затвор просто открыт. И если постоянного света на месте съемки очень мало, что это никак не повлияет на результат. Все равно основное, что будет в кадре — это то, что было недолго освещено вспышкой.

Вторая проблема решается мощными вспышками.

А вот, если и 1) и 2) нужно одновременно, то есть — и морозить и много постоянного света на съемочной площадке, то вот это и есть, действительно, сложно решаемая проблема. Проще в этом случае отказаться от вспышек и использовать отражатели.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector